3 млрд. евро обещал ЕС Турции, если она остановит потоки беженцев и приютит всех у себя
Судя по заявлению главы ЕС Юнкера, это решение пролоббировала Германия - Турции пообещали то, о чем она просила почти 20 лет - безвизовый режим с Европейским союзом и ускорение ее принятия в европейскую семью, но при одном условии - если она установит такой волнорез, что 9-й вал беженцев прекратится. Деньги давать будут порциями, в зависимости от успехов - но ясно одно: Германия, в которой турецкие мигранты обосновались сотнями тысяч, намекнула: страна не резиновая. И уже обсуждается отмена ускоренной выдачи статуса беженцев сирийцам, уже пошли разговоры о том, что поджоги лагерей нелегальных мигрантов - лишь начало.
Митинг движения "Пегида" в Дрездене - все как обычно. В темноте у оперного театра костерят канцлера, ее миграционную политику и лживую прессу. Толпа заводится в экстазе. Кто-то готов уже пустить кулаки в ход. Странный микс: агрессивные футбольные фанаты и семейные пары. Общее у них одно - требование к Ангеле Меркель.
"Если она не изменит свою политику, то должна уйти в отставку", - говорит один из участников митинга.
"Я считаю, она не на своем месте. Канцлер потеряла связь с реальностью", - считает другой.
Но реальность такова, что мнение этих сердитых людей на улице, в Берлине вот уже почти год никого не волнует. Их слишком мало. Движение "Пегида", во всяком случае, в том виде, в котором оно существует, не сможет раскачать кресло под Ангелой Меркель. Да, акции протеста в крупнейших городах Германии вряд ли канцлера радуют, но это тот случай, когда опасаться нужн не этих людей, а, скорее, своих ближайших политических союзников.
И первый сильный удар канцлер уже пропустила. Съезд братского для Меркель Христианско-Социального союза. Речь баварского премьера Хорста Зеехофера, ее в прямом эфире транслирует общественно-правовой канал "Феникс". Канцлер стоит на сцене как школьница, а Зеехофер поносит ее же политику открытых дверей. Самая сильная женщина Европы смотрит снизу вверх, как заметили немецкие журналисты, на эти почти два метра тестостерона. Унижение длится 12 минут 59 секунд. И даже порядок слов оскорбителен.
"Хорст Зеехофер и Ангела Меркель, или, извините, Ангела Меркель и Хорст Зеехофер, всегда находили решения. Если это слоган следующих недель, тогда ты снова приглашена", - заявил премьер-министр Баварии Иван Благой.
Не над ней ли смеются? Станешь тут мнительной, когда даже оппозиция в Бундестаге тебе хлопает громче, чем представители своей же фракции.
"У меня складывается впечатление, что многие из фракции Ангелы Меркель относятся к ее политике с большим скепсисом или даже противостоят ей", - отмечает депутат Бундестага, член фракции "Зеленые" Тобиас Линднер.
Между канцлером и депутатами ХДС совершенно очевидно черная кошка пробежала. Говорят, бунтовщиков как минимум треть.
"Позиции единоличной власти, которая у нее была, больше нет. Во фракции еще с греческого кризиса бунт, идут дискуссии о ее способности решать проблемы", - говорит политолог Генрих Оберройтер.
Она опытный боец. За 10 лет на вершине германского политического Олимпа Меркель всегда удавалось подавлять любые бунты. Но сейчас это как никогда сложно.
"Три месяца назад Меркель считалась непобедимой, она была стабильно популярна. В настоящее время эти показатели падают. Большинство людей недовольны ее политикой в отношении беженцев, но по-прежнему говорят о ее хороших качествах как канцлера", - говорит политолог Геро Нойгебауер.
Но и эта поддержка зыбкая. Согласно опросу, проведенному в ноябре по заказу журнала "Фокус", почти 40% немцев хотят, чтобы канцлер подала в отставку. В немецкой политике грядут большие перемены. Когда-то маргинальная партия евроскептиков "Альтернатива для Германии", сейчас третья по поддержке в стране, откровенно издевается над слоганом "Мы справимся" канцлера по отношении к миграционному кризису.
"Госпожа Меркель, подайте в отставку. Вы справитесь", - заявила глава партии "Альтернатива для Германии" Фрауке Петри.
Политологи уже вовсю спекулируют на тему, кто мог бы занять место Ангелы, которая промахнулась. Эта тема больше не табу.
"Я могу предположить, что в период до новых парламентских выборов господин Шойбле мог бы стать таким кандидатом. Есть ли другие имена, и сложится ли вообще такая ситуация - это открытый вопрос", - отмечает политолог Генрих Оберройтер.
Вольфганг Шойбле - министр финансов, один из самых популярных сегодня политиков Германии. Канцлеру приходится воевать на два фронта. После терактов в Париже ее лидерство под вопросом не только дома.
"Меркель в Европе не пользуется очень хорошей репутацией. За последние две недели она просто исчезла из медийного пространства. На сегодняшний день есть одна ключевая фигура в Европе - это Олланд", - говорит политолог Тиберио Грациани.
Когда в Париже канцлер с президентом Франции Франсуа Олландом возлагала цветы в память о погибших, австрийская пресса уже сообщила: как минимум двое из тех, кто совершил теракты, пробрались во Францию из Сирии дорогой беженцев. Маршрут - через Турцию и Германию. Журналисты опубликовали даже копию анкеты одного из боевиков. Меркель, некоторые считают именно она открыла нараспашку ворота Европы, теперь вспоминают все ее ошибки.
Это фирменная черта канцлера. Медлить. Меркельничать, так это называют в Германии. И вот сейчас канцлер мечется из стороны в сторону.
"Сначала без консультации с другими лидерами, без вовлечения специально созданных и уполномоченных для этого органов ЕС канцлер Меркель объявила о прекращении процедур оформления беженцев. Заявила, что необходимо действовать без лишних бюрократических процедур, а позднее, когда волна беженцев оказалась слишком большой, канцлер решила вернуться к процедурам, предусмотренным в ЕС", - говорит премьер-министр Польши с 19 октября 2001 по 2 мая 2004 Лешек Миллер.
Все это сложно назвать иначе, чем позором. Люди, которые бросили все, услышав о гостеприимстве немцев, сейчас мерзнут на границе, зашивая рты в знак протеста.
Еще в сентябре Меркель больше всех говорила о европейских ценностях, а сейчас, теряя контроль, вместе с другими лидерами ЕС по сути подкупает Турцию, чтобы та закрыла границы.
"Фрау канцлер Меркель настолько надеется на Эрдогана и его партию, что хочет заплатить ему три миллиарда за защиту от потока беженцев. Я считаю, это свидетельствует о моральном банкротстве федерального правительства. Это значит, что оно забыло о своих ценностях. Говорит о том, что оно готово работать с подельниками террористов", - говорит депутат Бундестага, член фракции "Левые" Севим Дагдален.
Сейчас миграционный пожар приходится тушить любыми доступными средствами. На кону - слишком многое. И ответственность персональная.
"Если политика Меркель будет продолжаться в таком же духе, как сейчас, то она будет разрушителем Европы. Немецкий народ этого не хочет. Что необходимо при таком развитии, чтобы не страдала нация и не была разрушена Европа, это скорейшая отставка канцлера", - считает член ХДС, 1994-2000 зам председателя парламентской ассамблеи ОБСЕ, 1988-1992 статс-секретарь министерства обороны ФРГ Вилли Виммер.
Речь идет о назревающем путче, именно такое слово в последнее время начала использовать пресса. На первом канале немецкого телевидения более часа обсуждают, сколько авторитета осталось у действующего канцлера.
Но насколько вероятен бунт? Мнения разные. Кто-то говорит: смотрите шире, многое зависит от американцев, на кого они делают ставку.
"Еще до объединения Германии у меня был разговор с сотрудником ЦРУ, который занимал высокую должность на АРД, немецком телевидении. И он мне сказал: "Мы покупаем в Германии сейчас все, что ходит на двух ногах". Из-за силы американского влияния на немецкую политику, если США сейчас через организацию "Атлантический мост" дадут понять: мы хотим Меркель, я хотел бы посмотреть на политика, который выскажется против", - говорит публицист Кристоф Херстель.
Впрочем, большинство экспертов считают: все решат выборы в трех немецких землях в 2016 году. Если христианские демократы Меркель на них провалятся, для путчистов это будет сигналом к действию. Ну а пока канцлера ждут неприятные укусы вроде того, что состоялся на футбольном стадионе в Дрездене, где во время минуты молчания в память о погибших во время терактов стадион скандировал: "Merkel muss weg" - "Меркель должна уйти".