Германия решила поучаствовать в операции в Сирии
И хотя немецкие политики и военные называют всё происходящее - самой масштабной немецкой миссией за границей - воевать немцы не будут. Сотрудничать с армией Асада, которая борется с террористами из ИГИЛ, - тоже.
Самая масштабная зарубежная операция Бундесвера. Планируется задействовать до 1200 военнослужащих. Речь идет об отправке в Сирию самолетов-разведчиков Торнадо, воздушного заправщика и как минимум одного военного корабля, он должен защищать французский авианосец "Шарль де Голль".
Есть лишь одно маленькое, но очень важное "но". Немцы готовы отвечать за что угодно: за защиту, логистику, сбор разведданных, но не воевать непосредственно. Удары с воздуха и наземная операция исключены. Как и координация действий с армией Башара Асада. Заявления европейских официальных лиц в отношении сирийского президента сегодня совпадают чуть ли не до буквы.
"Будущего с Асадом не будет, не будет и взаимодействия с войсками под командованием Асада", - заявила министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен.
Между тем, совсем недавно министр обороны Германии говорила о том, что газетчики тут же навали альянсом с сирийской армией. Сегодня последовали срочные опровержения. И уточнения, Берлин будет координировать свои полеты в Сирии с Москвой. О совместных действиях с Турцией пока ни слова.
Впрочем, сложно сказать, связано ли это со словами Владимира Путина о том, как своеобразно Анкара борется с терроризмом.
"Мы сейчас получили дополнительные данные, подтверждающие, к сожалению, что из мест добычи нефти, которые контролируется ИГИЛ и другими террористическими организациями, эта нефть в огромном количестве в промышленном масштабе поступает на территорию Турции. И у нас есть все основания полагать, что и решение по поводу того, чтобы сбить наш самолет, было продиктовано желанием обеспечить безопасность этих путей доставки нефти на территорию Турции. Как раз к портам, откуда они отгружаются в танкеры", - сказал Владимир Путин.
Российский Президент оказался первым политиком такого уровня, который сказал то, о чем уже давно говорят эксперты.
Западная пресса еще с прошлого года активно пишет о торговле Турции с террористами. На Ближнем Востоке роль Анкары в финансовой подпитке боевиков запрещенной в России группировки "Исламское государство" тоже мало для кого является секретом.
"За последние 8 месяцев "Исламскому государству" удалось продать нефти на 800 миллионов долларов на турецком черном рынке. Это иракская и сирийская нефть, которая продается по расценкам, составляющим меньше половины от мировых цен. Она всегда стоила там в районе 20-22 долларов за баррель. Турецкие дельцы и черный рынок работают прямо под носом - даже под покровительством, если хотите, у турецких спецслужб и органов безопасности. У меня нет ни тени сомнения, что турецкое правительство прекрасно обо всем знает", - говорит депутат иракского парламента, бывший советник по вопросам национальной безопасности Муваффак Ар-Рубаи.
Сложно представить, что это сюрприз и для США. Сегодня Барак Обама, например, признал, что до сих пор на границе между Сирией и Турцией существуют неконтролируемые участки шириной в несколько километров, этими дырами в госгранице пользуются боевики ИГИЛ, через них же идет снабжение. Но эта мягкая критика, что называется, без последствий. В Париже американский лидер встретился с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Они обсудили действия коалиции в Сирии, которую возглавляют США, а также уничтожение турецкими военными российского СУ-24.
"Я хочу выразиться предельно ясно. Турция - союзник НАТО", - заявил Обама.
На этом можно было бы и закончить. Поддержка при любых обстоятельствах. Но Обама продолжил.
"Мы обсудили, как Турция и Россия могут работать вместе над деэскалацией напряженности и поиском дипломатического решения этой ситуации. Я обратил внимание президента Эрдогана, что у нас общий враг - это ИГИЛ", - сказал он.
И сегодня же премьер Турции Ахмет Давутоглу, накануне отказавшийся извиняться за сбитый российский бомбардировщик, выступил с предложением.
"Чтобы таких инцидентов больше не повторялось, давайте откроем военные каналы связи. Мы снова призываем к этому Россию. Давайте откроем и дипломатические каналы для восстановления наших отношений. Обсудим это и предотвратим еще большие кризисы", - заявил Ахмет Давутоглу.
Москва удивлена. Почему Анкара только сейчас проснулась? Или раньше военным двух стран что-то мешало общаться?
"Дело в том, что военные каналы связи между военными у нас существовали, и они были призваны, скажем так, не допустить таких трагедий, которая произошла. Эти каналы не сработали. И не по вине российской стороны, причем не сработали умышленно или не умышленно", - сказал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.
Сейчас российские военные приостановили любые контакты с Турцией. В Германии Анкару в последнее время не то, что на официальном уровне, даже в прессе критикуют не слишком активно. С турками только что заключили сделку. Анкара перекрывает границы для беженцев.
Но есть вещи, о которых просто невозможно молчать. Журналисты телерадиокомпании АРД провели собственное расследование. И выяснили, как боевики ИГИЛ зарабатывают миллионы на работорговле. Выездной офис террористов находится в турецком городе Газиатеп, по удивительному совпадению, его не трогают турецкие спецслужбы. Живой товар - в основном, курды-езиды. Цена - 15-20 тысяч долларов за раба. Немецкие журналисты присутствовали при выкупе из плена женщины и ее троих детей.
Турция и ее опасная роль в сирийском конфликте - головная боль европейских политиков. Но пока на официальном уровне чудовищные факты предпочитают не замечать.