Официальная Анкара весьма сдержанно комментирует санкции, введённые Россией
Глава правительства Турции Ахмет Давутоглу сегодня заявил - он надеется, что Москва пересмотрит принятые решения. Премьер также пообещал не вводить ограничений для российских граждан. В Турции многие понимают - те, кто принимал решения об атаке на Су-24, нанесли реальным интересам страны колоссальный ущерб. Под ударом - целые отрасли экономики, особенно торговля, сельское хозяйство и туризм.
Если и есть в Стамбуле место, где русскую речь слышно не реже, чем турецкую, то это Лалали - район бесконечных магазинов, забегаловок, банков с обязательными вывесками на русском. Когда-то именно здесь зарождалась челночная торговля, сюда ехали за джинсами, свитерами, дубленками. Теперь же Лалали и вовсе называют русским районом Стамбула. Владелец мехового салона Недред говорит просто: русские клиенты для нас как кислород.
Завидев съемочную группу, на улицу высыпают и продавцы соседних магазинчиков. За минуту собирается компания, шумно обсуждающая последние новости. В Лалали бизнес явно превалирует над политикой. Потому симпатии здесь отдают не своей власти, а своим покупателям.
Трудно сказать, сколько в этих словах вежливости, а сколько реального отношения к северному соседу. Но в том, что выгодный бизнес с Россией туркам терять не хочется, сомнений нет.
Уже 15 лет Мерт поставляет к нам турецкую обувь. Клиентов всегда хватало, но сейчас фабрика стоит. Мерт объясняет — заказов из России сейчас нет, хотя обувь и не попадала ни под какие запреты. Мерт признает — президент Турции повел себя неправильно. И уверяет — за Эрдогана лично он и голосовал потому, что надеялся на более крепкие связи с Россией. Теперь все, что остается предпринимателям — надеяться на благоразумие политиков.
Бурак Бозкыр — представитель крупного бизнеса. Владеет овощехранилищами в Ростове, сейчас там же участвует в строительстве аэропорта. И то, что произошло между странами, сравнивает с ночным кошмаром.
Ссора с Москвой для Турции будет болезненной — это признают все. Популярная газета "Хуррият" пишет о принятых Россией экономических мерах и подмечает — мы не просто партнеры, мы родственники. И это не просто слова. Смешанных русско-турецких семей в обеих странах десятки тысяч. И именно для них нынешний разлад стал особенно болезненным. Для Вели Россия будто вторая родина. С начала 90-х он занимался турбизнесом, грузоперевозками, надолго в Россию уезжал. Его дети закончили у нас школу, а теперь боятся, что не смогут приехать к своим друзьям.
"Очень обидно. Ужасно то, что произошло, и я считаю, что неправильно так резко и жёстко прерывать отношения между нашими странами. И жаль, что мои дети не смогут ездить в страну своего детства", - говорит предприниматель Вели Гюнгёр.
И все же в душе даже тех турок, чье благополучие зависит от хороших отношений с Россией, сейчас борются разные чувства. Переживая по поводу сбитого самолета, они одновременно пытаются найти оправдание для своих властей.
Надеемся, что скоро все это закончится — так можно описать настроения, царящие в Турции. Видимо, не желая еще сильнее повышать градус в отношениях, премьер страны Ахмет Давутоглу сегодня заявил — на введенные Россией ограничения Турция отвечать не будет. Но он же вновь наотрез отказался приносить извинения за сбитый самолет. Ситуация начинает напоминать политический лабиринт, и есть ли из него хоть какой-то выход, здесь сейчас никто не знает.