Что общего между атакой на российских журналистов и расстрелом военных летчиков?
Летчики российской базы Хмеймим просят именем погибшего героя подполковника Олега Пешкова назвать один из боевых самолетов российской группировки в Сирии. Тело Олега Пешкова сегодня будет передано турецкими властями российским дипломатам в Анкаре, об этом заявил глава турецкого МИД Давутоглу.
Судя по заявлениям российского посольства, сегодня из провинции Хаттай останки пилота доставят в Анкару спецбортом турецких ВВС, после чего тело летчика отправят в Россию, когда - сейчас уточняется. И ответа на вопрос, откуда у турецких военных тело российского пилота, захваченного боевиками, нет. Хотя сам факт лишь подтверждает: есть контакт между ними.
Глава российского МИД Лавров потребовал включить убийц Олега Пешкова и Александра Позынича в список террористов, и пока этого не произойдет, никакого прогресса в обсуждении сирийского кризиса не будет. Ведь есть кадры того, как убийцы расстреливали с земли безоружного пилота, как танцевали вокруг его тела.
То, что они воюют и с Сирией, и с Россией, доказывают не только их заявления - еще месяц назад главари туркменских группировок Сирии обещали русских убивать, но и то, как некие отряды старательно прочесывали местность в поисках выжившего пилота.
Его спасение даже опытные военные эксперты считают и чудом, и везением, и верхом мастерства - тех, кто бросился на помощь.
Пистолет Стечкина, пять заряженных магазинов, упаковки с патронами, спички, рация, сигнальное зеркальце. Это так называемый "носимый аварийный запас". Каждый лётчик на боевое задание берёт с собой такой комплект. Набор последнего шанса, если оказался один на земле, на вражеской территории. Надежда продержаться до подхода группы спасателей.
Пока хоть один российский самолёт остаётся в сирийском небе, на земле, на аэродроме Хмеймим в полной боевой готовности дежурят группы спецназа. Их задача, в случае ЧП, немедленно вылететь на спасение. Поэтому через 15 минут после того, как стало известно о потере Су-24, вертолёты уже направлялись в зону падения. Туда, откуда приходили сигналы аварийного радиомаяка, вмонтированного в кресло катапульты.
По прямой от аэродрома Хмеймим до места падения не больше десяти минут лёту. Скорость и внезапность. Нельзя терять времени. Весь расчёт на то, что спасатели окажутся на месте гораздо раньше, чем боевики, успеют что-либо сообразить и предпринять. Но в этот раз, как только вертолёты оказались среди гор, по ним открыли буквально шквальный огонь из пулемётов и гранатомётов. Сегодня понятно: это была хорошо продуманная засада, которую невозможно организовать за несколько минут. Такие готовятся несколько дней.
"Они правильно рассчитали, что русские сейчас бросятся спасать экипаж, и было несложно рассчитать, зная, где они собьют самолёт, маршрут, по которому пойдут вертолёты с группами поисково-спасательной службы. Боевики ждали. Они на середине гор сидели, вертолёты шли очень низко", - отмечает военный журналист Марат Мусин.
В это время Марат случайно оказался на передовой и своими глазами видел, как вертолётчикам приходилось маневрировать, уклоняясь от обстрела. На закрытые военные частоты внезапно прорвались посторонние радиостанции. Пилоты позднее рассказывали: они слышали в наушниках чистую русскую речь, голоса, которые представлялись российскими военными, советовали, командовали, передавали ложные координаты, словом, пытались запутать.
"У них есть прослушивающая аппаратура. И естественно усиление радиообмена в этом районе, теперь уже не секрет, говорило только об одном — на поиски нашего штурмана бросились не только поисково-спасательные службы наши, не только правительственной армии. Но уже ни для кого не секрет, на поиски нашего штурмана был брошен отряд специального назначения турецкой армии", - отмечает военный обозреватель Виктор Баранец.
Малограмотными в своей массе террористами, как сейчас понятно, руководили хорошо подготовленные специалисты, владеющие дорогой и сложной аппаратурой радиоперехвата. Очевидно, это понял и штурман сбитого самолёта. Именно поэтому он не стал дожидаться группу спасения возле катапульты с радиомаяком, а отыскал надёжное укрытие.
"У него остался один только заряженный мобильный телефон, и он залёг под каким-то выступом горы, типа щели. Его сверху было не видно. А вокруг все, естественно, ездили, искали, но не догадались прочесать снизу вверх вот эти горы", - рассказывает военный журналист Марат Мусин.
Лишь дождавшись темноты, штурман отправил короткую смс со своими координатами. Это тоже был риск, боевики засекли сообщение и бросились на поиск, но российский спецназ и сирийские солдаты успели раньше.
Во время операции один из спасательных вертолётов получил повреждения и был вынужден приземлиться прямо в горах. Как оказалось, бандиты и к этому тоже готовились. Меньше чем за минуту они развернули ракетный комплекс, из которого уничтожили обездвиженный вертолёт. Экипаж успел укрыться в соседнем доме.
Эта запись, размещённая в Интернете через несколько часов, стала третьим всего за сутки видеодоказательством наличия у террористов противотанковых управляемых ракет TOW. И это при том, что раньше они крайне редко демонстрировали такое оружие. Интересно, что в этом же самом районе, где упал самолёт, был подбит вертолёт, всего лишь днём раньше оказались и российские журналисты, испытавшие буквально на себе, что такое близкий разрыв этой ракеты.
Северная часть провинции Латакия – территория, где до сих пор продолжаются тяжёлые бои. Правительственные войска при поддержке российской авиации продолжают вытеснять боевиков. Несколько минут спустя, когда мы решили, что опасность миновала, и поехали дальше, прилетела вторая ракета. На этот раз она ударила значительно ближе, прямо перед бампером автомобиля.
К концу недели в Интернете появилась запись этого выстрела, что называется, "с той стороны". Боевик прицеливается и производит пуск. Он не отходит от установки, корректируя полёт ракеты, которая к тому же оснащена и тепловой головкой наведения, но, на наше счастье, всё равно промахивается.
Террористы не могли не знать, что стреляют по журналистам. Оптический прицел позволяет на большом расстоянии не только увидеть, что у людей в машине бронежилеты синего цвета, такими пользуются обычно гражданские, но и прочитать крупные надписи "пресса". Однако их это не остановило. Не исключено, журналисты и были главной целью. Ведь до нашего приезда здесь установилось затишье. В итоге, трое корреспондентов, сотрудники телеканала "Russia Today" и агентства ТАСС, получили осколочные ранения. Когда мы вышли с линии огня, один из сирийских солдат принес еще тёплый двигатель от ракеты, найденный на месте взрыва.
Судя по маркировке, ракета, выпущенная по журналистам, американская. Все наименования на английском языке. Боевая часть, которая находилась с этой стороны ракеты, полностью взорвалась.
Откуда у террористов такое дорогостоящее вооружение, да еще в таком количестве, заинтересовались и американские журналисты. Отвечать на вопросы пришлось представителю Госдепартамента США.
Журналист: "Есть кадры, на которых антиправительственные силы в Сирии применяют противотанковую ракету TOW, которая, судя по всему, была поставлена США. Какие отношения, если таковые имеют место, США поддерживают с этой группировкой?"
Марк Тонер, официальный представитель Госдепартамента США: "Откровенно говоря, у меня есть только самая общая информация о подбитом вертолёте, без подробностей".
Журналист: "Как по Вашему ракеты BGM TOW производства США попадают к сирийским повстанцам?"
Марк Тонер: "Возможны несколько вариантов. Во-первых, мы поставляли вооружение сирийским силам, которые борются с "Исламским государством" на севере Сирии. Кроме того, мы поставляли технику и вооружение иракским военным".
Внятных объяснений так и не прозвучало. Возможно, Соединенные Штаты действительно упустили контроль за своим оружием. Так было, например, когда в середине октября в сирийской пустыне бесследно растворились 50 тонн военных грузов, сброшенных с самолётов отрядам, якобы воюющим с "Исламским государством". Хотя это лишь капля в море. Основную часть вооружения террористы покупают на деньги, вырученные от продажи контрабандной нефти.
Один из самых оживленных маршрутов поставок вооружений как раз проходит в северной части Латакии, на самой границе с Турцией. Это территория считается подконтрольной боевикам запрещённой в России группировки "Джебхат ан-Нусра". Устроив настоящую охоту за лётчиком, спасательными вертолётами и журналистами, бандиты так или иначе раскрыли и свои позиции. Удар возмездия последовал сразу после завершения операции по спасению.
Российская авиация с воздуха буквально превратила в пыль склон горы, где находились бетонные бункеры, подземные убежища и склады с оружием. Если боевики рассчитывали на то, что после случая с Су-24 российские самолёты больше не рискнут появляться в этом районе, то они сильно ошиблись. Таких массированных ударов авиация здесь раньше ещё не наносила. Только теперь турецким Ф-16, если они попробуют напасть ещё раз, придётся иметь дело не с тяжёлыми бомбардировщиками, а со сверхманёвренными истребителями с новейшим оружием на борту.
У этой ракеты "воздух-воздух" поистине уникальные возможности. Она способна захватывать и уничтожать цели с расстояния до 150 километров с вероятностью 90%. А если подпустить противника поближе, километров на 70, то шансов уйти от этой ракеты попросту нет.
Истребителю Су-30СМ американский Ф-16, а это лучшее, что есть у турецкой армии, даже не противник. Об этом говорят результаты многих международных учебных боёв. Благодаря новейшей системе наведения, российский самолёт открывает прицельный огонь еще до того, как противник увидит его в небе. А установленная на борту аппаратура способна на расстоянии выжигать электронные блоки управления любых самолётов. В Сирии этот истребитель, поступивший на вооружение российской армии еще в 2012 году, проходит первое боевое крещение.
"Мы еще и во время сирийских событий устроили очень серьезный такой государственный экзамен для нашей техники, но еще и лабораторию очередную проверки боевых возможностей и тактико-технических характеристик нашего оружия. Собственно, каждая война ведь является лабораторией", - отмечает военный обозреватель Виктор Баранец.
Проверку боем в Сирии сейчас проходит и ещё один самолёт, призванный заменить проверенные временем Су-24. Многофункциональный Су-34 способен выполнять задачи и как бомбардировщик, и как истребитель. Именно эти самолёты сейчас патрулируют вдоль турецко-сирийской границы, прикрывая авиацию, которая уничтожает террористические объекты.
С каждым днём на фюзеляжах российских самолётов на авиабазе Хмеймим всё больше красных звёздочек. Они обозначают количество вылетов: одна звёздочка – десять выполненных боевых заданий. У этого Су-34, судя по количеству звёзд, их уже больше 60, и это далеко не предел. У многих Су-24 и Су-25, которые и составляют ударную основу российской группировки в Сирии, количество вылетов уже давно перевалило за сотню.
На неделе в российском Генштабе объявили об увеличении численности российской авиационной группировки в Сирии примерно на полтора десятка самолётов. Это значительное пополнение, если учесть, что прежде в группировка насчитывала чуть больше полусотни самолётов.
Надёжный противовоздушный щит с земли развернули и новейшие ракетные комплексы С-400 "Триумф". Их доставили в Сирию сразу после нападения на Су-24. Теперь в радиусе 400 километров от этих установок незамеченной не останется ни одна воздушная цель.
"Зенитно-ракетная система "С-400 Триумф" - это оружие, которое обладает очень большими боевыми возможностями. В частности, эта система одновременно позволяет обстреливать 36 целей, наводя на них 72 ракеты. Они обладают очень мощной боевой частью, высокой скоростью. То есть увернуться от этой ракеты практически невозможно", - отмечает военный эксперт, главный редактор газеты "Военно-промышленный курьер" Михаил Ходаренок.
Известие о развёртывании в Сирии комплексов С-400 явно взволновало президента Турции. В интервью американской телекомпании Си-эн-эн его заявления звучали резко и даже воинственно.
"Если наш самолёт будет сбит, то такой инцидент заставит нас принять меры. Это, конечно, агрессия против нас, нашего суверенитета и у нас есть право на самооборону", - заявил Реджеп Эрдоган.
По меньшей мере, странные слова. Ведь, именно Турция первой, без предупреждения напала на российский самолёт. Именно это и называется агрессией. А комплексы С-400 как раз и появились в Сирии для того, чтобы подобные действия больше не повторялись. Система "Триумф" - средство противовоздушной обороны, а не нападения. Её радары лишь недвусмысленно предупреждают: отныне появление турецких истребителей в сирийском небе однозначно расценивается как угроза российской авиации. И ждать, когда Турция попытается сбить еще один самолёт никто не будет.
Впрочем, Эрдоган, кажется, это хорошо понял. И до конца недели ни один его военный самолёт к сирийско-турецкой границе даже не приближался.