В мире отреагировали на последние события на турецко-сирийской границе
Французские власти должны выступить с инициативой отмены санкций против России, поскольку обе страны сражаются против общего врага - "Исламского государства". Такое заявление сделал сегодня экс-премьер пятой республики Франсуа Фийон, выступая в Национальном собрании. По словам главы кабинета при президенте Саркози, в вопросе создания единой антитеррористической коалиции и так упущено много времени.
Инцидент с самолетом вызывает беспокойство, усиливает напряженность в регионе и мире - и может осложнить борьбу с терроризмом в Сирии. Вот в чем единодушно сходятся все, кто отреагировал на выпад Турции. Дальше оценки расходятся до противоположных - в зависимости от степени политической ангажированности тех, кто их даёт. От констатации, что Анкара обезумела и лезет на рожон - до попыток доказать, что сбитый самолет якобы угрожал безопасности Турции. Наиболее сдержанно и нейтрально ситуацию, пожалуй, прокомментировала выступавшая в бундестаге Ангела Меркель, чей заместитель часами ранее назвал Турцию непредсказуемой.
"После обстрела Турцией российского самолета ситуация обострилась. Мы должны сделать все для ее деэскалации. Вчера я пообщалась с премьер-министром Турции и призвала его сделать все возможное, чтобы разрядить ситуацию", - заявила Ангела Меркель.
Случившееся практически везде рассматривается в контексте перспектив борьбы с терроризмом. В частности, с запрещенным в России Исламским государством. Французский премьер Мануэль Вальс заявил, что координация усилий теперь ещё более важна. Представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини, позвонив Сергею Лаврову и выразив соболезнование по поводу произошедшего, обсудила с ним дальнейшие действия. Озабоченность выражают и непосредственные соседи Турции.
"К сожалению, вчерашние события явно не улучшили обстановку в регионе. Мы призываем всех проявить сдержанность. И помнить о том, что подобные инциденты на руку террористам, которые в результате получают неверные сигналы", - сказал глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
Англосаксы же словно соревнуются в том, кто чище отмоет Турцию. Британский премьер, тоже выступавший сегодня в парламенте, ясно дал понять, что для оценки случившегося на сирийско-турецкой границе Лондону вовсе не обязательно знать, что там произошло: ответ уже готов.
"Все обстоятельства случившегося до конца не ясны. Но думаю, что мы должны уважать право Турции защищать свое воздушное пространство — так, как мы защищаем своё. Хотя, конечно, нужно досконально разобраться в том, что же произошло", - заявил Дэвид Кэмерон.
Представитель американского госдепартамента пошел ещё дальше, проявив чудеса изворотливости. Журналисты опрашивали его с пристрастием, но дипломат выдержал осаду, хотя для этого порой потребовалось самых острых вопросов не замечать.
Вопрос: Сирийские туркоманы стреляли по российским пилотам, когда они спускались на парашютах. Их поддерживает Турция, они сражаются против сирийских войск. Вы считаете их частью умеренной оппозиции?
Замруководителя пресс-службы Госдепа США Марк Тонер: Вы знаете, если эти туркоманы были действительно атакованы во время российских налетов, у них есть полное право себя защищать. Но мы не знаем..
Вопрос: И у них есть право стрелять в пилотов, спускающихся на парашютах?
Марк Тонер: У нас нет четкого понимания всего, что случилось. Мы пытаемся установить, что произошло. Не надо торопиться с выводами.
Вопрос: А что, это право распространяется только на тех, кто поддерживает запад? А как на счет Асада?
Марк Тонер: Нет, это не самозащита. Дамаск на мирные протесты ответил 4 годами террора.
Гораздо откровеннее говорят американцы, уже не обремененные высокими должностями и следовательно, необходимостью кривить душой. Томас Макинерни - бывший замначштаба американских ВВС, пилот со стажем в 400 боевых вылетов, дал профессиональную оценку действиям турок со своей, военной точки зрения.
"Я думаю, что турки допустили грубую ошибку. Они очень плохо рассудили. Я смотрел на трекер радара. Если русские летчики даже зашли в пространство Турции, то секунд на 20 или 40, не больше. По моим прикидкам, самолет был сбит, когда летел со скоростью 750-900 километров в час. Он двигался под углом 180 градусов, это значит, что он направлялся на юг, к территории Сирии. Со стороны Турции это был неверный расчет", – сказал Томас Макинерни, заместитель начальника штаба ВВС США до 1994 г.
Весьма ясно отставники говорят и о политической роли Анкары в регионе. Бывший командующий силами НАТО не скрывает: ИГИЛ до сих пор существует во многом благодаря Турции.
"Все время было впечатление, что Турция каким-то образом поддерживает "Исламское государство". Они хорошо обходились с теми, кто ехал через Турцию к ИГИЛ. Ведь кто-то покупает нефть, которую продает ИГИЛ, она уходит какими-то путями. Мне кажется, что, возможно, она идет через Турцию. Но турки этого никогда не признавали", - заявил бывший командующий силами НАТО в Европе Уэсли Кларк.
Реальные мотивы агрессивности Анкары уже выносят в заголовки и ведущие мировые издания.
"С 2011 года, когда разразился сирийский конфликт, Анкара делала ошибочную ставку на исламистские группировки, поддерживая их, в том числе, материально. Но она просчиталась: международное сообщество уже не стремится избавиться от Асада. Напротив, оно борется с джихадистами вроде ИГИЛ. В отличие от мировых держав, Турция не заинтересована в мирном разрешении сирийского кризиса. В отчаянии она пытается вновь привлечь внимание к Асаду. И решение сбить российский самолет, скорее всего, вызвано политическими причинами, ведь угрозы национальной безопасности Турции он не представлял", - пишет "Индепендент".
Возможно, неприятные слова Анкаре приходится сейчас выслушивать и от своих западных друзей - слишком уж вопиющ её поступок. Просто делается это в разговорах не для чужих ушей.
"Официально Запад заявляет о солидарности с Турцией, но за закрытыми дверями, возможно, с Анкарой говорят начистоту. Ведь известно, как сама Турция себя ведет в отношении Сирии. Возможно, известны так же и истинные мотивы уничтожения самолета. Невозможно Турцию заклеймить открыто, и её осуждают шёпотом", - говорит депутат Бундестага от фракции "Левые" Александр Ной.
Впрочем, шёпот становится всё громче. Оправдывать агрессию Анкары становится труднее даже тем, кому этого очень хочется. Попав в российский самолёт, турки совершили большой политический промах, ведь тема борьбы с ИГИЛ не только не отошла, как бы им хотелось, на второй план, но и стала для всего мира ещё более актуальной.