Бомбардировщик Су-24 не нарушал воздушное пространство Турции, он был сбит при возвращении на базу
Горящий Су-24 столкнулся со склоном горы в Сирии, падая в сторону запада курсом, по которому до турецкой границы четыре километра, и километр до неё, если по кратчайшему расстоянию. Из населённого пункта Аттера, по всей вероятности, велась съёмка бомбардировщика. А из района Наварах открыли огонь с земли по экипажу. Лётчики на парашютах в воздухе беззащитны. Таким был и их самолёт, который, по информации Минобороны, уже возвращался на базу.
На кадрах, распространенных одним из турецких каналов, - крушение фронтового бомбардировщика Су-24. Самого момента попадания ракеты в самолет на видео нет, только — последние полминуты. Машина горит и с большой высоты — это понятно по тому, как долго все происходит — сваливается в неуправляемое пике.
Российское Минобороны вскоре выступило с официальным заявлением: "Самолет находился на высоте 6 тысяч метров. Судьба летчиков уточняется. По предварительным данным, пилотам удалось катапультироваться. Также выясняются обстоятельства падения российского самолета. Минобороны отмечает, что все время полета самолет находился исключительно над территорией Сирии. Это зафиксировано объективными средствами контроля".
Турецкие же военные утверждают, что неопознанный ими самолет якобы нарушил воздушное пространство Турции и якобы его об этом предупреждали целых 10 раз за 5 минут, и только после этого подняли перехватчики. Вот эту карту приводят в качестве доказательства (ее уже поспешили показать западные средства массовой информации). Якобы, утверждают турки, наш самолет пересек узкий выступ турецкой территории, пять километров в длину и два-три километра в поперечнике. Но даже если предположить, что карта верна: эти два-три километра боевой самолет проскочит за 8-12 секунд, а никак не за пять минут. Наши военные эксперты считают: дело в другом.
"У Турции с Сирией были вообще конфликты. Еще года два назад они, по-моему, Томкет сбили Ф-14. И когда Турция тогда предприняла определенные шаги, в том плане, что даже при подходе к границе Турция считает это почти что своей территорией, то есть она даже может не то, что предупреждать, а даже в принципе и сбивать самолеты", - рассказывает заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболотский.
Так вот, по российским данным, ракета поразила Су-24 в километре от турецкой границы. Упал он в четырех километрах от нее, у лагеря этнических туркмен в деревне Ямади. Никто никогда не утверждал, что в этом районе находятся отряды умеренной сирийской оппозиции или части так называемой Свободной сирийской армии. И соответственно, не просил российские ВКС не наносить удары по этой территории. Напротив, спецслужбами установлено, что в этой части Сирии действуют радикальные группы, в составе которых сотни выходцев из России, представляющих реальную опасность для нашей страны. При этом, подчеркнем еще раз: по данным средств объективного контроля, в воздушное пространство Турции однозначно не заходил и Турции никак не угрожал.
"Мы ничего не нарушаем и выполняем свои задачи. А то, что сопровождают нас, облучают, истребители сопредельного государства, это норма соответствует международному праву. Границу надо охранять. И сразу удар как правило не наносится", - считает заслуженный военный летчик России Владимир Попов.
Не говоря уже о том, что существуют определенные правила перехвата - в том случае, если два государства не находятся в состоянии войны. Вообще перехват - широкое понятие, от приближения к самолету для визуальной идентификации и сопровождения, до принуждения знаками и маневром покинуть нежелательную зону или даже совершить посадку. Огонь на поражение - в современной практике исключительная мера.
Это был в прямом смысле удар в спину. Су-24 возвращался на базу после выполнения задания на севере Сирии. Возвращался по заданному маршруту - вдоль турецкой границы, чтобы выйти на Латакию со стороны моря. Отработав по инфраструктуре боевиков, самолет шел без боекомлекта, практически безоружный, если не считать авиапушки, абсолютно бесполезной при атаке сзади, откуда его и расстреляли турецкие истребители. Российские летчики физически не могли ничего сделать. Фронтовой бомбардировщик - это не машина воздушного боя, даже не истребитель-бомбардировщик; для перехватчиков противника он - легкая добыча.
"Действия турецкой авиации были абсолютно провокационными, они напали на незащищенный бомбардировщик без прикрытия, и удар по нему был однозначно на уничтожение. И это очень важно принципиально, что наш бомбардировщик и не собирался никак отвечать этим истребителям. У нас не было даже в мыслях, что турки ударят по нашему бомбардировщику. У нас есть прямая линия связи с турецким командованием, они хотя бы должны были позвонить и выяснить, какие цели имеет этот бомбардировщик", - поясняет директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин.
В штаб-квартире НАТО (напомним, Турция — член Североатлантического альянса) уже меньше чем через час соберется заседание, где заслушают турецких представителей. Исчерпывающих объяснений от Анкары и НАТО намерена требовать и российская сторона.