Эхо парижских терактов заставляет министров группы по урегулированию в Сирии договариваться
Переходное правительство Сирии будет сформировано в течение полугода, через полтора года в стране пройдут выборы. Это - результат заседания в Вене группы по урегулированию, собравшейся во второй раз. Похоже, шок от терактов во Франции сплотил даже тех, кто видел выход из сирийского тупика в кардинально разных направлениях.
Европейские чиновники заявили о необходимости жестких мер, но эти меры - не военные. И само заседание, начавшееся с минуты молчания по погибшим во французской бойне, в итоге оказалось невероятным прорывом в решении сирийского вопроса. И министр Лавров, и госсекретарь Керри согласились в том, что не должно быть никакой толерантности к терроризму, что венскому формату решения сирийского кризиса нет альтернативы.
Полицейское оцепление, рамки металлодетекторов на входе. У телеоператоров лишь 30 секунд на съемку внутри. Дальше в течение пяти часов делегации 17 стран общаются за закрытыми дверями.
Отель "Империал" в Вене превратился в настоящий международный антикризисный центр. Именно здесь, в Вене, французская делегация в режиме реального времени информировала министров почти 20 стран о ходе ведущегося расследования. Именно здесь обсуждали возможность совместных действий против террористов.
Теракты в Париже - точка невозврата. Дальше тянуть время и ждать, когда же падет режим президента Башара Асада, ни Америка, ни Европа не готовы. Главный враг сегодня — запрещенное в России "Исламское государство". Но только объединенные сирийские силы, что называется, "на земле" способны разбить войска халифата. С помощью наших дипломатов подготовлен подробный план: кому, когда и что нужно делать. Первое - представители сирийской оппозиции должны, наконец, начать переговоры с Дамаском.
"Мы хотели бы, чтобы сирийские делегации, начав такие переговоры, ориентировочно в течение шести месяцев договорились о своего рода совместном правительстве национального единства, которое будет решать текущие вопросы. Затем сирийцы совместно подготовили бы новую конституцию, на основе которой были бы проведены выборы, с тем, чтобы весь этот процесс занял бы ориентировочно 18 месяцев", - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
После трагедии в Париже в Вену неожиданно прилетел и глава МИД Ирана Мохаммед Джавад Зариф. Ранее был заявлен лишь его заместитель. Явный сигнал - Иран готов договариваться. Готовы ли к тому же представители Катара, Саудовской Аравии и Турции? Судя по заявлениям госсекретаря США, да. Все вместе они намерены добиваться мира в Сирии.
"Каждая страна, которая так или иначе поддерживает, имеет влияние или оказывает помощь кому-либо из воюющий в Сирии сторон, будет выступать как гарант прекращения огня", - сказал госсекретарь США Джон Керри.
Халифат и "Ан-Нусра" — вне всяких договоренностей. С кем в Сирии вообще можно разговаривать лишь на языке пушек? Отделить террористов от не террористов поможет Иордания. Она сопоставит списки террористических организаций, которые предоставили переговорщики в Вене. Так появится общий перечень врагов. Соседи Сирии, а они сами страдают от террористических атак, умоляют - договаривайтесь быстрее.
"Я верю, что нашим ответом должны быть конкретные действия, а не споры о деталях: кто террорист, а кто нет. Мы же все согласны в отношении некоторых групп террористов и нам нужно действовать прямо сейчас", - сказал министр иностранных дел Ливана Джебран Бассиль.
Ливан жаждет возмездия. 43 погибших, 239 раненых. Лишь на днях в Бейруте произошел двойной теракт. Это то, о чем говорила глава европейской дипломатии Федерика Могерини - общая угроза и общая боль сближают.
"Страны, участвующие в переговорах по Сирии в Вене, почти все испытали боль, горе и шок в течение последних недель. Вчера Париж, Ливан за день до этого, Египет и Россия неделю тому назад, Турция несколько недель назад. Это говорит нам о том, что это касается всех. Европейцы, арабы, Восток и Запад — все международное сообщество пострадало от терроризма и от тех, кто пытается разделить нас и посеять панику", - сказала Верховный представитель ЕС по иностранным делам.
На встрече в Вене сделали все, чтобы показать — разделить не получится. Джон Керри на пресс-конференции в знак солидарности с Францией даже заговорил по-французски. Но как ни пытались в Вене забыть о разногласиях, не получилось. Скандал едва не разразился, когда Джон Керри вдруг сообщил, что бороться с абсолютным злом, терроризмом, оказывается, мешает лично сирийский президент Башар Асад.
"Люди, привлеченные "Исламским государством", "Ан-Нусрой" и кем бы то ни было, едут со всего мира, чтобы воевать против Асада. И эта война продолжится. Лучшее решение этой проблемы, чтобы Башар Асад признал, что он мог бы спасти свою страну, будучи частью переходного периода и позволяя всем странам региона объединиться и уничтожить "Исламское государство", - заявил Керри.
Сергей Лавров не скрывал своего удивления: "Мне, честно говоря, немного тревожно было сейчас услышать фразу, которую произнес Джон. Если я правильно записал, она звучит так: "Если уйдет Асад, тогда все страны региона объединятся, чтобы победить ИГИЛ. Теракт в Париже и заявления ИГИЛ о том, что это их рук дело, показали, что, независимо от того, вы "за" Асада или против него, вы – враг ИГИЛ. Значит, дело не в Асаде. Вчерашние ужасы в Париже должны убедить самого последнего скептика, что не только терроризм не может быть ничем оправдан, но и ничем не может быть оправдан наша пассивность в борьбе с этим злом".
Впрочем, время ультиматумов вышло, особенно учитывая военные успехи сирийской армии, которой помогает российская авиация. Следующая встреча в австрийской столице пройдет через месяц. Спецпосланник генсека ООН по Сирии Стефан де Мистура, правда, оговорился: через месяц в том случае, если не произойдет ничего экстраординарного.