Пока французская полиция ищет сообщников боевиков, эксперты оценивают её собственные действия
По всей Франции и не только действуют усиленные меры безопасности. Ищут пособников террористов. Западная пресса, между тем, задаётся вопросом, как вообще такое могло случиться, почему спецслужбы не смогли это предотвратить и кто стоит за масштабной атакой.
Новые кадры, подробности и свидетельства очевидцев заставляет французов задуматься - как сработала полиция и спецслужбы, можно ли было избежать такого количества жертв или вообще не допустить терактов. Силовики заявили, что действия на случай захвата заложников в Париже отрабатывали не один год, но к тому, что произошло, они явно были не готовы.
"Даже полицейские, которые были рядом, были в шоке! Это было что-то невозможное! Рядом на столе лежала убитая женщина, потом я увидел рыдающего мужчину - у него убили жену. Я понял, что вокруг просто море крови", - рассказывает очевидец атаки Себастья Жагро.
"Это ужасная страна, и полиция беспомощная! Она все делает не так!" - сказал еще один житель Парижа.
Вслед за эмоциями — новые факты. Один из взрывов по замыслу террористов должен был произойти прямо на арене "Стад де Франс", в толпе зрителей, где находились президент Олланд и министр иностранных дел Германии. Своему подельнику боевики купили билет.
"Игра шла уже минут 15, когда террорист попытался проникнуть на стадион. Охрана при досмотре обнаружила на нем пояс с взрывчаткой. Пытаясь сбежать от охранников, террорист взорвал устройство", - пишет The Wall Street Journal.
По данным следствия, у "Стад де Франс" действовала одна из трех групп террористов. Предположительно, они проверяли, как поведет себя полиция. Утром трагического дня приходили сообщения о заложенной бомбе на трибунах, но они оказались ложными. Вторая группа расстреливала посетителей кафе и прохожих на улицах 10-го и 11-го округа, а третья - главной мишенью выбрала концертный зал "Батаклан".
Официально установлена личность одного боевика. Это - гражданин Франции Исмаил Омар Мостефа. Его отца и брата уже допрашивают следователи, а в их домах идут тщательные обыски.
"Он родился 21 ноября 1985 года на южной окраине Парижа. Он привлек внимание полиции за нарушение общественного порядка. С 2004 по 2010 год его признавали виновным 8 раз, но он никогда не был в тюрьме. В 2010-м полиция внесла его в черный список за экстремистское поведение, но его никогда не причисляли ни к каким незаконным экстремистским группировкам", - сообщил прокурор Парижа Франсуа Молин.
Французские СМИ называют имя второго террориста — это некто Абдулакбаке Б. Кто он и где проживал, им не известно. А вот сербские журналисты утверждают, что один из экстремистов — гражданин Сирии Ахмед Алмохаммед. Недавно попал в Западную Европу через их страну, проехав транзитом через Хорватию и Австрию.
Сейчас уцелевшие террористы и их сообщники в бегах. К этому они готовились, с места на место перебираются на разных автомобилях.
"Утром 14 ноября одного из нападавших зафиксировали на французско-бельгийской границе. Он был за рулем автомобиля. С ним были два пассажира, оба прописаны в Брюсселе", - сообщил прокурор Парижа Франсуа Молин.
В Бельгии это ночью прошли антитеррористические рейды. По подозрению в экстремизме задержаны три человека, и, как полагают бельгийские спецслужбы, это только начало. Известно, что французы сейчас перетряхивают досье 1700 известных им джихадистов, которые проживали в Европе. И еще 11 тысяч считаются потенциальными радикалами. После атаки на редакцию "Шарли Эбдо" правительство распорядилось провести реформу спецслужб, расширить их полномочия и численность, но завершить ее не успели.
"Новые антитеррористические меры должны были увеличить объем слежки за подозрительными личностями. Но эксперты ставят под сомнение их эффективность. Без реорганизации системы в целом, поток информации не был должным образом проанализирован и оценен. Исполнители последних атак были спецслужбам известны, но остановить их все равно не удалось", - пишет "Гардиан".
Разведданными с Парижем сейчас делится Израиль, во Францию также вылетела группа агентов ФБР — это специалисты по цифровым технологиям. Возможно, они смогут найти переписку и выявить каналы связи террористов. А французские эксперты сейчас собирают и исследуют образцы ДНК уничтоженных террористов.