Ряд успешных операций проведён в пригородах сирийской столицы
Бои на окраинах Дамаска идут за каждую улицу и за каждый дом. Причём регулярным частям армии помогают ополченцы - чтобы как можно скорее изгнать террористов.
Многоэтажные дома вдалеке - мирный район сирийской столицы. Разрушенная улица - соседний, но уже небезопасный район. Впрочем, и здесь - своя жизнь. Ее символ - несколько саженцев, воткнутые в землю на линии фронта. Олицетворение надежды на мир - Самир Аль Кабран, он уже восстанавливает свой дом.
"Я ночую здесь каждый день. Да, по ночам шумно бывает. Но я спокоен, потому что вокруг меня люди, которые меня защищают", - говорит он.
Главный проводник журналистов - командир одной из бригад так называемой Национальной обороны. Подчиняются командованию сирийской армии, оружие и боеприпасы получают оттуда же. Единственное отличие от регулярных частей: все эти люди - добровольцы.
"Мы заняли это место, мы его освободили от ИГИЛ. Но продвинулись только на 200 метров. Медленно, потому, что с той стороны в каждом доме, буквально в каждом, сидят террористы. Иногда мы освобождаем не целый дом, а просто несколько квартир", - говорит командир батальона национальной обороны Абу Кифа Гази.
Большую часть времени журналисты перемещаются внутри домов. В отвоеванных зданиях надписи, оставшиеся от террористов. Чаще других встречается поговорка "Итбах - Тарбах". В переводе: отрежь голову и ты победил. Попадаются и такие изображения.
Разрушенные дома - среда обитания бандитов из запрещенной в России террористической организации "Исламское Государство". В черной глубине любого оконного проема может притаиться человек со снайперской винтовкой. От снайперов занавесками задернуты все переулки.
Командир батальона показывает, где террористы сейчас. Он спокойно заглядывает за штору, отделяющую жизнь от смерти. Этот человек не молод, чтобы бравировать перед телекамерой. Но чувство опасности на войне притупляется быстро. При этом военные просят, чтобы любой дверной или оконный проем журналисты преодолевали только бегом.
В узких улочках тяжелую и реактивную артиллерию использовать невозможно. Если только ее не разобрать.
Сирийская армия иногда использует снаряды от установки "Град" отдельно от самих установок. Машину в узкую улицу не загнать. Снаряд выкладывается в направлении позиций террористов, подсоединяются провода, обычный аккумулятор замыкается и ракета летит. Может быть непрофессионально, но очень эффективно.
Подобную же тактику используют и террористы. Только ракеты у них самодельные. Заряд срабатывает не сразу, но всегда наносит серьезный урон. Одним выстрелом уничтожен подъезд жилого дома.
Позиции бандитов из многоэтажки - как на ладони. Но долго смотреть на них нельзя. Наблюдатели есть и с той стороны.