Киев — в кольце горящих торфяников, на обеспечение безопасности и медицину — денег нет
Многие эксперты полагают: расследовать серьёзные преступления украинские власти не только не хотят, но и не могут. Многие профессионалы уволены из правоохранительных органов по политическим мотивам. Сегодня, по одним данным, задержали, по другим, вызвали на допрос бывшего министра юстиции Елену Лукаш.
Спецслужбы преследуют оппозиционных политиков, журналистов, представителей гражданского общества. Аресты и люстрации заменяют официальному Киеву реальные реформы. Кризис поразил все сферы украинской жизни. В больницах нет лекарств, экономика разрушается, столица задыхается от произвола чиновников не только в переносном, но и в прямом смысле слова.
Третий месяц Киев в плотном кольце горящих торфяников. Спасатели не могут взять под контроль десятки очагов. Их общая площадь - около сотни гектаров. Задымление по утрам такое, что Киев, как грустно шутят мирные жители, легко даст фору туманному Альбиону.
Торфяники тлеют с августа. Уже потеряно 20 тысяч гектаров леса, это рекорд за всю историю независимой Украины. Лесничества в этом году остались без государственного контроля.
"Яценюком уничтожена система информирования государственных контролирующих органов. Это выгодно бизнесу, Яценюку, который приумножил себе миллиард в этом году, и крупным олигархам, они могут добывать природные ресурсы в каком угодно объеме", - отмечает директор общественной организации эколого-культурный центр Владимир Борейко.
В 2015 году не выделили деньги даже на систему раннего обнаружения огня в чернобыльском регионе. Да и тушить пожары сегодня нечем и не в чем, жалуются спасатели госслужбы по чрезвычайным ситуациям.
"В этом году госслужба по чрезвычайным ситуациям недофинансируется в катастрофических размерах, они знают, что пожар, но у них просто нет средств, чтобы выехать и затушить", - рассказывает директор регионального восточно-европейского центра мониторинга пожаров Сергей Зибцев.
Очистные сооружения, хранилище ядерных отходов, плотина киевской ГЭС - в любой момент на этих объектах может произойти катастрофа. Но проще отремонтировать фасад, чем укрепить фундамент – так эксперты характеризуют работу кабмина. Еще один пример - министерство здравоохранения Украины, для реформирования которого в страну пригласили иностранца Александра Квиташвили.
"Я вам, Сандро, даю три месяца", - эти слова премьер Украины произнес летом. А в сентябре представители Всемирной организации здравоохранения забили тревогу: вакцины, которые раньше закупали в России, теперь под запретом. Остальные просто не купили вовремя. В Закарпатье двое детей скончались от полиомиелита.
К зданию кабмина из разных областей Украины приезжают люди с диагнозам гемофилия. В местных больницах нет нужных им препаратов. Александр Квиташвили к митингующим не вышел, и эксперты объяснили почему.
"Международная федерация гемофилии, Европейский консорциум и Украинская федерация гемофилии готовы провести переговоры и поставить лекарство за 30 дней, если Минздрав перечислит производителю деньги. Проблема исключительно в Минздраве. Потому что был уже объявлен тендер, который был отменен из-за коррупции, объявлен новый и так до бесконечности", - объясняет президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.
Арсений Яценюк уже заявил: в ближайшее время Квиташвили покинет пост министра здравоохранения. Но коррупции в министерстве меньше не станет, уверены политологи.
Увольнения, масштабные люстрации и аресты – они называют показной подменой реформ. В рамках люстраций в этом году из разных госорганов были уволены 400 профессионалов по одной только причине - работали в период президентства Януковича.
"У нашего правительства нет концепции, какую Украину хотим построить, есть, что мы ненавидим, а что мы хотим построить, - нет. Люди, выходившие на Майдан, шли за обещаниями о том, что жить будет хорошо, но что такое хорошо, правительство так и не объяснило", - отмечает политолог Павел Карназыцкий.
Страшно заболеть, оказаться в зоне бедствия, быть уволенным без веских оснований – так живут украинцы спустя почти два года с начала так называемой революции достоинства.
Когда в стране уже и в прямом и в переносном смысле не продохнуть, остается бежать. Сегодня Украина занимает пятое место в мире по числу эмигрантов. Почти полмиллиона человек только за первое полугодие 2015 года уехали, например, в соседнюю Польшу.