В Каире началась расшифровка данных бортовых самописцев разбившегося российского самолёта
Именно эта информация станет определяющей и позволит с точностью сказать, что же именно произошло с лайнером, и что предшествовало катастрофе. Сегодня в Египет прилетел руководитель нашего Следственного комитета, начала работу международная техническая комиссия по расследованию причин крушения. Эксперты в том числе рассматривают и появившиеся сегодня в большом количестве новые данные. По-прежнему никакая из версий так и не стала приоритетной, рассматривают аболютно все сценарии.
Российские спасатели приступили к третьему этапу поисковой операции в районе крушения "аэробуса". Зона работ расширена до 30 квадратных километров. Рельеф местности сложный - многие обломки утопают в песке или лежат в глубоких расщелинах.
"Вся зона ЧС должна быть по сантиметру обследована. Если нужно просеять песок, где могут быть останки тел и обломки самолета, сделайте это совместно с МАК", - поставил задачу глава МЧС РФ Владимир Пучков.
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета и Росавиации пока крайне осторожно говорят о возможных версиях и причинах катастрофы. Не торопиться с выводами призывают и официальные египетские власти.
"Подготовка доклада о катастрофе российского лайнера в Египте займет от одной до четырех недель и будет зависеть от состояния "черных ящиков". Министр гражданской авиации заверил, что "черные ящики" были обнаружены в хорошем состоянии", - сообщил официальный представитель египетского правительства Хусам аль-Кавиш.
В Египте сегодня приступили к расшифровке бортовых самописцев. Как сообщает местное издание "Аль-Яум аc-Сабиа", специалисты начали извлекать из "черных ящиков" информацию, которая содержит записи переговоров в кабине пилотов, а также данные о техническом состоянии самолёта на момент катастрофы.
Между тем, некий информированный источник в Каире заявил агентству "Интерфакс", что якобы из записи переговоров пилотов с диспетчерами следует, будто за четыре минуты до исчезновения самолёта с экранов радаров ситуация на борту оставалась штатной, и ничто не указывало на какие-либо неполадки. Прямо перед тем, как локаторы перестали "видеть" аэробус, появились звуки, не характерные для полёта в обычном режиме.
"Просто так услышать шумы диспетчер не мог, а это возможно только в одном случае: если что-то случилось на борту — взрыв, мгновенная разгерметизация. Кто-то из членов экипажа схватился за ручку управления — на аэробусах нет штурвала, там ручка управления. На этой ручке находится кнопка радио, и кто-то из членов экипажа пытался доложить, нажал на кнопку, и может быть, остатки этого шума услышал диспетчер", - предположил заслуженный пилот РФ Петр Марченко.
По данным всё того же неназванного источника, произошло нечто, ставшее для экипажа неожиданностью, и лётчики не успели подать сигнал бедствия. Что это могло быть? Авиационные эксперты говорят о возможной разгерметизации салона, когда процесс выравнивания давления кабины с наружным давлением происходит очень быстро. Причиной могла стать даже небольшая трещина в несущих конструкциях самолёта.
"Попал в турбулентную зону, может быть, там и какая-то воздушная яма была. Шов мог буквально на один миллиметр разойтись, и этого достаточно на этой скорости взлета, 600-700 километров в час, на эшелон он выходит. Этого достаточно, чтобы поток воздуха туда попал, образовалась щель, произошла разгерметизация и внутренний разрыв", - полагает авиационный эксперт, генеральный директор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации России Виктор Горбачев.
Известно, что ещё 14 лет назад при посадке в Каире этот аэробус, летавший тогда под флагом "Ливанских авиалиний", сильно ударился хвостовой частью о взлетно-посадочную полосу, в следствие чего была нарушена геометрия конструкции. Подобные инциденты происходят довольно часто: как при посадке, так и взлете лайнеров. Очень важно, чтобы ремонт после этого был произведён, что называется, ''по технологии''. Иначе под воздействием нагрузок во время взлётов и посадок в металле могут постепенно образоваться трещины.
В "Когалымавиа" утверждают, что в случае с их лайнером ремонт производился во Франции, в Тулузе, на заводе Airbus. В межгосударственную техническую комиссию, которая занимается расследованием, помимо российских и египетских специалистов вошли представители Франции — государства-разрабочика лайнера и ирландской лизинговой компании, которой принадлежал разбившийся самолёт.
Аналитики считают также маловероятным, что самолет над Синаем могли сбить террористы с помощью переносных ПЗРК. Используя имеющееся у них оружие, они просто не достали бы до лайнера. Версию возможной террористической атаки отверг сегодня и президент Египта.
"Пропагандистские заявления о том, что самолет был сбит боевиками ИГ, направлены лишь на дестабилизацию обстановки в этом регионе и на то, чтобы испортить имидж Египта. Поверьте мне, ситуация на Синае, особенно в этом ограниченном пространстве, находится под нашим полным контролем", - заявил Абдель Фаттах ас-Сиси.
Если это всё же было некое внешнее воздействие - наиболее вероятной причиной крушения эксперты Американского разведывательно-аналитического агентства Stratfor называют подрыв на борту взрывного устройства, которое могло быть спрятано в багажном отсеке.
"Учитывая маловероятность альтернативных сценариев, кажется, что наиболее вероятным объяснением падения самолета является наличие взрывного устройства на борту", - пишут эксперты Stratfor.
По словам источников, знакомых с ходом расследования, среди обломков обнаружены некие "элементы, не относящиеся к самолету". Что это за элементы, пока не известно. Они так же направлены на экспертизу. Агентство РИА Новости со ссылкой на источник в Каире сообщало о том, что на тех частях "эйрбас", которые уже исследованы, следов взрывчатых веществ не обнаружено.
Окончательно запутали всех сообщения из США - там рассказали о наблюдениях американского спутника в день катастрофы. Как передают телеканалы Си-би-эс и Эн-би-си со ссылкой на источник в Пентагоне, спутник засек вспышку в последние минуты полета. Сейчас данные еще анализируются, предстоит понять, что именно вызвало вспышку. Источник в Пентагоне уточнил, что данные необязательно указывают на взрыв: в районе падения А321 наблюдалась военная активность, также вспышка может быть зафиксированным моментом удара лайнера о землю.