Ни одна из версий причин катастрофы российского лайнера над Египтом пока не признана приоритетной
Российские спасатели приступили к третьему этапу поисковой операции в районе крушения аэробуса. Зона работ расширена до 30 квадратных километров. Рельеф местности сложный - многие обломки утопают в песке или лежат в глубоких расщелинах.
К месту падения выдвинулись ирландские специалисты из лизинговой компании, которой принадлежал разбившийся самолёт. Их ждали для того, чтобы официально приступить к расшифровке бортовых самописцев. Между тем, появляются всё новые предположения относительно того, что же случилось на Синае.
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета и Росавиации пока крайне осторожно говорят о возможных версиях и причинах катастрофы. Не торопиться с выводами призывают и официальные египетские власти. Их представитель сообщил, что процесс расшифровки найденных бортовых самописцев займёт от одной до четырёх недель.
В Министерстве гражданской авиации Египта подтвердили, что оба обнаруженных чёрных ящика находятся в хорошем состоянии. В одном из них содержится информация о состоянии систем лайнера, в другом - переговоры пилотов и происходящее в салоне самолета.
Между тем, некий информированный источник в Каире заявил агентству "Интерфакс", что якобы из записи переговоров пилотов с диспетчерами следует, будто за четыре минуты до исчезновения самолёта с экранов радаров ситуация на борту оставалась штатной, и ничто не указывало на какие-либо неполадки. Прямо перед тем, как локаторы перестали "видеть" аэробус, появились звуки, не характерные для полёта в обычном режиме. По данным всё того же неназванного источника, произошло нечто, ставшее для экипажа неожиданностью, и лётчики не успели подать сигнал бедствия.
"Это или какой-то террористический акт, произошедший на воздушном судне, или резкая разгерметизация воздушного судна. Шов мог буквально на один миллиметр разойтись, и этого достаточно на этой скорости взлета, 600-700 километров в час, на эшелон он выходит. Этого достаточно, чтобы поток воздуха туда попал, образовалась щель, произошла разгерматизация и внутренний разрыв", - полагает авиационный эксперт, генеральный директор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации России Виктор Горбачев.
В настоящее время эксперты обсуждают несколько версий. Основные - разрушение самолёта в воздухе в результате теракта и из-за технических проблем лайнера. При этом специалисты, основываясь на изучении места падения лайнера, заявляют о том, что Airbus разрушился на большой высоте. Это подтверждают и данные с интернет-портала "Флайтрадар", которые свидетельствуют о том, что на 24-й минуте полёта Airbus резко потерял скорость и начал падать. Это редкость, когда самолет разваливается на части на так называемой крейсерской высоте. Большинство авиакатастроф случаются во время взлета и посадки.
Аналитики считают также маловероятным, что самолет над Синаем могли сбить террористы с помощью переносных ПЗРК. С помощью имеющегося у них оружия они просто не достали бы до лайнера. Если это всё же было некое внешнее воздействие - наиболее вероятной причиной крушения эксперты американского разведывательно-аналитического агентства Stratfor называют подрыв на борту взрывного устройства, которое могло быть спрятано в багажном отсеке.
"Учитывая маловероятность альтернативных сценариев, кажется, что наиболее вероятным объяснением падения самолета является наличие взрывного устройства на борту", - пишут эксперты Stratfor.
В том, что аэропорт Шарм-эш-Шейха недостаточно охраняется, съемочная группа Первого канала убедилась накануне во время эксперимента. Охранники на въезде не задают лишних вопросов. Внутри - только одна рамка металлоискателя. Досмотр документов и багажа, как говорят сами туристы, практически номинальны.
На этом фоне сегодня появились сообщения, что прокуратура провинции Южный Синай в Египте допросила главу аэропорта Шарм-эш-Шейх, откуда 31 октября вылетел потерпевший катастрофу российский А321, а также руководителя диспетчерской службы и ряд других руководителей и сотрудников аэропорта, сообщает египетский новостной портал "Аль-Масри аль-Йоум" . О возможности того, что на борту сработало заранее заложенное взрывное устройство, рассуждают сейчас и авиационные специалсты.
По словам источников, знакомых с ходом расследования, среди обломков обнаружены некие "элементы, не относящиеся к самолету". Что это за элементы, пока неизвестно. Они также направлены на экспертизу. Накануне агентство РИА-"Новости" со ссылкой на источник в Каире сообщало о том, что на тех частях Airbus, которые уже исследованы, следов взрывчатых веществ не обнаружено.
Окончательно запутали всех сообщения из США - там рассказали о наблюдениях американского спутника в день катастрофы. Как передают телеканалы CBS и NBC со ссылкой на источник в Пентагоне, спутник засек вспышку в последние минуты полета. Сейчас данные еще анализируются, предстоит понять, что именно вызвало вспышку. Источник в Пентагоне уточнил, что данные необязательно указывают на взрыв: в районе падения А-321 наблюдалась военная активность, также вспышка может быть зафиксированным моментом удара лайнера о землю.