Эксклюзивное интервью знаменитого британского писателя и разведчика Фредерика Форсайта
"Кулак аллаха" - это один из самых известных романов о том, как зарождался исламский терроризм, с момента свержения Саддама. Ведь дальше знаменитый британский писатель Фредерик Форсайт уже писал об "Аль-Каиде" и ее окрестностях в романах "Афган" и "Кобра". Тогда это казалось выдумками мастера политического романа и автора знаменитого бестселлера "День Шакала".
Но после того как Форсайт сознался: сотрудничал с разведкой Ее Величества, его романы о развитии международного терроризма уже зазвучали как аналитика, подкрепленная серьезной фактурой, даже как ставшие неуслышанными предупреждения.
Ведь, судя по всему, Форсайт не просто был очевидцем многих процессов, не просто общался с кем надо и имел доступ к неким документам, он мог добывать и обрабатывать информацию, тонко чувствуя происходящие процессы.
Писатель и разведчик Форсайт настаивает: вы видите лишь кусочки мозаики. Нужно, как в романе, сплести крошечные детали и новости воедино, чтобы получить картину: кто воюет, кто провоцирует столкновения, куда все идет, хотя все равно жизнь богаче фантазии.
Дмитрий Сошин:"Вы признались, что работали на британскую разведку МИ-6. Вас завербовали, платили за это, или, как вы утверждаете, это была дружеская просьба?"
Фредерик Форсайт: "Никто меня не вербовал. Это, правда, была дружеская просьба. Были же британцы, которым нравился советский строй. И если они, скажем, что-то знали о британских подводных лодках, ваши могли их спросить: расскажите нам об этих лодках. А они могли ответить: "Почему бы и нет! Я ведь согласен с вашей политикой". Но ко мне обратилась не советская, а британская разведка. Было несколько небольших просьб, несколько поручений. В конце 60-х я работал журналистом в Нигерии, освещал гражданскую войну, где мы поддерживали правительство. И люди из разведки хотели знать, правда ли, что во время этой войны гибнет много детей, ведь такого быть не может? Это, мол, журналисты напридумывали! Они сказали: у нас в Нигерии никого нет, подтверди нам, что это действительно так. Чтобы мы как-то поменяли политику. И я описал им ужасное, истинное положение дел".
Дмитрий Сошин: "То есть вы помогали своей стране как патриот?"
Фредерик Форсайт: "В Америке и в России не стыдно называть себя патриотом. А в этой стране такая политическая мода, что говорить эти вещи, это как пристыдить самого себя. Ты как бы не должен любить свою страну. Это, мол, старомодно. Окей, мне 77, я динозавр, и я это знаю. Но в мои времена не принято было поливать грязью свою страну".
Дмитрий Сошин: "Кем вы себя считаете? Журналистом, писателем, шпионом?"
Фредерик Форсайт: "Точно не шпионом. Скорее журналистом, исследователем. Я ненавижу "срежиссированные" новости. Помните первую войну в Персидском заливе. Это была и первая "постановочная" война. Ты сидишь дома, в уютном кресле, а по телевизору, в эфире CNN летают самолёты. Сбрасывают настоящие бомбы. И дома по-настоящему превращаются в руины. После этих репортажей должны были ставить титры с указанием главного режиссёра и постановщика. В своей книге "Кулак Аллаха" я об этом писал. Я знал, что за кулисами новостей творятся вещи, о которых никто не расскажет. Я знал, что Госсекретарь США предупреждал министра иностранных дел Ирака: если вы примените отравляющий газ против наших солдат, мы сбросим на Багдад ядерную бомбу. Американцы долгие годы это отрицали. А когда Джеймс Бейкер ушёл на пенсию, он сам признался: "Да, я это говорил". Значит, я был прав".
Дмитрий Сошин: "Есть такая удобная вещь - Интернет. Она поменяла вашу жизнь?"
Фредерик Форсайт: "Я не доверяю Интернету".
Дмитрий Сошин: "И почему?"
Фредерик Форсайт: "Потому что лучше проверить самому. Когда я собирал материал для книги про Аль-Шабаб, про мусульманских радикалов в Сомали, то первым делом залез в Интернет и увидел там банальный набор географических данных, всякий мусор. Из всего этого не понять, что там действительно происходит. Оставалось одно - поехать в Могадишо. Это место тогда называли мировой столицей убийств. Жена мне сказала: отпущу только с телохранителем. И тот водил меня по Могадишу до тех пор, пока я не понял, что знаю этот город изнутри, не по интернету".
Дмитрий Сошин: "О чём бы Вы сейчас написали в своей новой книге: о беженцах, о войне в Сирии, о том, что сейчас происходит в Афганистане, Ираке?"
Фредерик Форсайт: "Массовое перемещение людей с Ближнего Востока к нам в Европу – 100% сюжет. Проблема беженцев связана с другой важной темой - распространением ИГИЛ в Сирии".
Дмитрий Сошин: "Говоря о беженцах. В чём источник этой проблемы?"
Фредерик Форсайт: "Запад спровоцировал то, что сейчас происходит в Ираке. И мы сами создали проблему с Афганистаном. Американцы хотели отомстить за события 11 сентября. Они вторглись туда, и мы вслед за ними. А потом совершили ошибку, когда быстро вывели оттуда войска. А потом снова их ввели. А ведь "Талибан" до сих пор там. И мы же создали хаос в Ливии, и отчасти в Сирии. А Сирия, вообще-то, была создана империалистами, нами и французами после распада Османской империи в 1919 году. Мы туда вошли, взяли карандаш, посмотрели на карту и сказали: вот тут будет Сирия, а тут - Ирак, а здесь Иордания. Мы провели границы, ни у кого не спрашивая.
Дмитрий Сошин: "А как бы вы описали отношения между Западом и Россией? Многие говорят: новая холодная война".
Фредерик Форсайт: "Нет. Это точно не холодная война. Не всё так плохо. Я думаю, настоящая холодная война в прошлом. Отчасти из-за того, что у России и Запада сейчас есть общие враги, например, исламский экстремизм, террористы. В Москве они взяли в заложники зрителей, пришедших посмотреть мюзикл. В Лондоне взорвали бомбы в метро и автобусах. Скажу так: нас сейчас больше вещей сближает, чем разъединяет. А во времена холодной войны всё было наоборот.
Дмитрий Сошин: "Господин Форсайт, благодарю вас за интервью".