Компромисс и сотрудничество — итоги переговоров по Сирии
Многосторонние переговоры по Сирии, первый раунд которых завершился накануне в Вене, будут продолжены, возможно, уже через две недели. Наметились подвижки по поиску мира - и это, по мнению экспертов, стало возможным благодаря гибкой и взвешенной позиции российской делегации. И пока дипломаты готовятся к новому этапу марафона, есть время осмыслить первый итоговый документ. О том, что он дался нелегко, но результат устроил всех, говорили на совместной пресс-конференции министр иностранных дел России и госсекретарь США.
Совместное заявление по итогам переговоров — всего один лист без подписей. Но оно крайне важно, потому что здесь перечислены 9 условий для достижения мира в Сирии, и с этими условиями согласны все 19 делегаций, которые участвовали в венских консультациях. Речь о переходном правительстве на основе национального диалога, об изменении конституции и новых выборах, в которых смогут участвовать все сирийцы, о неделимости страны и совместной борьбе с терроризмом.
"Мы условились (и это отражено в совместном заявлении) твердо и последовательно бороться с ИГИЛ, другими террористическими группами, которые в качестве таковых признаны Советом Безопасности ООН, а также провести дополнительные консультации, чтобы согласовать список и других организаций, которые пока еще не включены в ооновские списки, но являются явно террористическими", - сообщил глава МИД РФ.
То есть решено, наконец, покончить с разногласиями в том, кого считать террористом, а кого нет. Подведена черта — больше медлить нельзя.
"Исламское государство" и другие террористические группировки никогда не должны объединиться и править Сирией", - заявил Джон Керри.
Но кто должен править Сирией? Когда Сергея Лаврова в Вене вновь спросили о будущем сирийского президента Башара Асада, он четко дал понять: эти переговоры — не восточный базар.
"Я не говорил, что Асад должен уйти или что Асад должен остаться. Я сказал, что судьбу Асада должен решать сирийский народ", - заявил Сергей Лавров.
И именно такая позиция зафиксирована в итоговом коммюнике. Будущее страны определят сами сирийцы. Никаких ультиматумов. На этом давно настаивали Москва и Тегеран. Тем не менее Джон Керри вновь заявил: позиция Вашингтона насчет Асада не изменилась. Сирию, как считают американцы, он объединить не сможет.
"Для них вопрос ухода с Бараша Асада является принципиальным, отказаться они не могут, потому что потеряют лицо. И в этом, собственно, состоит их слабость, потому что Россия обладает более широким полем для маневра и сейчас обставляет США по полной по всем направлениям", - сказал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Условия сейчас диктовать американцам гораздо сложнее, ведь они изменились. Российская авиация с конца сентября находится в Сирии и каждый день наносит удары по позициям террористов.
"Сегодня президент Асад гораздо сильнее. Его армия в последние недели начала одерживать важные победы, поэтому сейчас он имеет гораздо более сильные позиции", - отметил политолог Мохаммед Моранди.
В итоге переговоры стали возможны, а значит и возможно установление мира в Сирии. При этом именно Москва стала главным архитектором того, что Джон Керри назвал "новым переговорным процессом". Впрочем, прямо во время консультаций в Вене президент США принял решение об отправке спецназа на север арабской республики. На пресс-конференции Джон Керри заявил, что это лишь совпадение, и он даже не был в курсе. Сергей Лавров напомнил: подобные действия легитимны лишь в том случае, если военная операция, как, например, российская, проводится по просьбе законного правительства, либо по решению Совета Безопасности ООН. Американцами не соблюдено ни одно из этих условий.
"Американцы нервничают. Сначала им, видимо, казалось, что наша операция не приведет к быстрым результатам, потому что сами они почти два года бомбили — и результатов никаких. Тем не менее, то, что они посылают туда своих спецназовцев, говорит о простой вещи: они видят, что наша операция приносит успех, и они теряют инициативу", - говорит политолог Сергей Михеев.
Сейчас важно не потерять инициативу в поиске политического решения. В течение двух следующих недель дипломаты постараются сблизить позиции, а затем вновь встретятся в Вене. Завершая пресс-конференцию, Сергей Лавров разрядил напряженную обстановку репликой Арнольда Шварценеггера из фильма "Терминатор". Министр, впрочем, сказал, не "я вернусь", а "мы вернемся".