Ожесточённые бои кипят и на юге Сирии, и на подступах к столице
Менее чем в полусотне километров от Дамаска - Дума: своеобразная цитадель терроризма в Сирии. Город давно находится под контролем боевиков "Ан-Нусры". Они превратили жилые кварталы в хорошо укреплённый лагерь, и выбить их оттуда будет непросто.
Одно из самых опасных мест в Сирии - город Дума. От вражеских корректировщиков технику и бойцов, пришедших передохнуть с линии фронта, закрывают многоэтажные здания. Танки все старые, не раз попадавшие под обстрел. Из трофеев - зенитное орудие.
"Мы её забрали в бою, уничтожив расчёт из четырёх человек. Она вся была в надписях: армия ислама, исламская дивизия. Здесь были нарисованы их флаги. Всю эту ерунду мы закрасили и теперь бьем из неё террористов", - рассказывает командир зенитного орудия Абу Дужана.
Несмотря на близость войны, мирные жители в домах ещё есть. Дети увлечено играют в песке, не обращая никакого внимания на звуки разрывов. Старшему не больше четырёх. Он ещё не родился, когда здесь уже стреляли.
Журналистов сопровождает спецназ - небольшая группа самых опытных и самых храбрых. Выдвижение предваряет получасовой артиллерийский обстрел позиций террористов. Пока бандиты будут зализывать раны и перемещать огневые точки, есть надежда проскочить. Никакой техники. Только пешком. За звуком танка или бронетранспортера можно не услышать свист летящей мины или характерные щелчки снайперской винтовки.
Земля буквально нашпигована взрывчаткой. Противопехотных мин обнаружили и обезвредили более трехсот. Здесь же - мина американского образца "Клеймор". Она на боевом взводе, с дистанционным управлением, куда тянутся провода - неизвестно, близко лучше не подходить. И, пожалуй, самая изуверская ловушка от тех, кто называет себя "воинами ислама".
"Террористы оставили здесь Коран не просто так. Они его заминировали. Хорошо, что заметили вовремя. Вызвали саперов. Он здесь долго лежал в назидание молодым бойцам, чтобы были предельно осторожны. Я, сейчас подумал, я, наверное, его заберу. Святая книга не должна валятся в пыли", - говорит помощник командира отряда специального назначения Дера.
При подходе к опасному участку, командир разделяет журналистов на небольшие группы. Он объясняет, что они будут у террористов как на ладони. Задача несложная - просто бежать. Справа до позиций террористов - километр. Оттуда может стрелять миномет. Слева бандиты - в трехстах метрах. Те самые огневые точки, которые несколько минут назад подавляла сирийская артиллерия.
До недавнего времени здесь располагались позиции террористов. Дальнейшее передвижение - только по отвоёванным у бандитов окопам. В этом редком лесу - самые крайние рубежи сирийской армии у города Дума. Кажется, руку протяни и, вот она - Дума. Буквально совсем рядом. Слышно, как муэдзин призывает на вечерний намаз. Там, на территории террористов. Там, где лес погуще и растут высокие кусты, можно какое-то время постоять в полный рост.
"Там дорога, скоростная трасса Дамаск - Багдад. Она сейчас не функционирует. За ней - Дума. Отсюда - 250, может, 300 метров. Террористов в городе Дума, по нашим сведениям, несколько тысяч", - говорит помощник командира отряда специального назначения Дера.
Во время наступления сирийской армии Российские воздушно-космические силы здесь не работали. Слишком близко к населенному пункту, была опасность того, что пострадают не только террористы. Но наши военные помогали сирийцам разведданными. На кадрах, снятых беспилотником, - группа из нескольких человек - бандиты из запрещённой в России группировки "Ан-Нусра". Ведут себя профессионально, стараются держаться в тени. Но от всевидящего ока российского боевого дрона все-таки не ускользнули. Сирийская авиация нанесла тогда мощнейший удар по этому объекту. Но прошла неделя, бандиты снова пробрались на позиции. И как только оператор выглянул из окопа, чтобы снять здание, где они засели, с той стороны открыли огонь
Командир запросил поддержку. Заработала артиллерия сирийской армии. Сирийская артиллерия обстреливает террористов. Те, в свою очередь тоже периодически отвечают.
На военном языке это означает: позиция скомпрометирована. На простом, разговорном: нужно уносить ноги. Теми же окопами, но уже не пряча голов, все равно заметили.
Сопровождавшие журналистов сирийские спецназовцы как будто и не бегали вовсе. Подобные вылазки они совершают иногда по два раза в день. Среди них нет ни одного профессионального военного. Командир по образованию - архитектор-строитель. В армию пошёл добровольно в первые же дни войны. После победы отдохнуть у него явно не получится. Многие города придется восстанавливать практически из руин.