В США назначен новый спецпредставитель по борьбе с ИГИЛ
Неуловимый Джо - назначение нового царя - так называют в Вашингтоне координаторов важных госпрограмм - вылилось на Капитолийском холме в обсуждение - а чем старый не устраивал. Спецпредставитель США по борьбе с ИГИЛ - а это пост дипломатический. До сих пор его занимал четырехзвездный генерал Джон Аллен. Но герой иракской войны, руководивший войсками в провинции Анбар, сорвался, когда вожди иракских племен, воюющие с "Аль-Каидой", позвонили и попросили поддержки с воздуха - генерал бился во все кабинеты, включая Овальный.
В результате "Аль-Каида" племена разгромила, вождей казнила. А Аллену Пентагон предложил не вмешиваться, заниматься своими делами на дипломатическом поприще. И теперь его преемнику предстоит щекотливая миссия - убедить руководство Ирака не дружить Россией в борьбе с исламистами, а вновь - верить лишь американцам.
Еще никогда американские телезрители не следили столь внимательно за такой, казалось бы, незрелищной процедурой, как утверждение кандидатур послов в Конгрессе США. Дежурные вопросы, формальные ответы. Но не в этот раз. Сенатор-республиканец Джон Маккейн решил продемонстрировать, насколько неподготовленных людей администрация демократа Обамы тащит во внешнюю политику. Выяснилось, что никто из претендентов не бывал в стране, где собирается возглавить посольство, имеет о ней смутное представление и не владеет языком. Столь вопиющая некомпетентность стала поводом для огромного количества язвительных комментариев.
Джон Стюарт, ведущий программы на телевидении: Их точно назначили на эти посты не потому, что, к примеру, посол в Норвегии собрал для Обамы на избирательную кампания 850 тысяч долларов, а тот, что поедет в Аргентину - 500 тысяч, а получивший назначение в Исландию - 1 миллион 600 тысяч. Ведь иначе это бы значило, что коррупция разъедает не только республиканцев, как нам твердят демократы, но и их самих. А еще это бы значило, что пост посла в Исландии стоит в три раза дороже, чем в Аргентине. Ну правильно, зачем мне ехать на родину танго, лучших стейков и клевого Папы Римского, когда я могу тусоваться с Бьорк и есть тухлое мясо акул?! Но все-таки не все посты послов достаются тем, кто больше заплатит. На некоторых направлениях нужны профессионалы! И примером тому, наш новый посол в Китае, сенатор от Монтаны Макс Бокас.
А Колин Бэлл на пост посла США в Венгрии попала через шоу-бизнес. Она - продюсер телесериала "Дерзкие и красивые" про трудную жизнь американских миллионеров - 29 лет в эфире - снято уже 7000 серий. Но главным её продюсерским успехом оказался весомый взнос в избирательный фонд демократической партии. Получилось и дерзко, и красиво.
"У мисс Бэлл - два навыка. Первый - она продюсер телевизионной мыльной оперы. Опыта в вопросах внешней политики и национальной безопасности нет, язык, страну, регион не знает, ей не хватает знаний ни в области истории, ни в экономике. Ну а второй ее отличительный навык - она собрала 800 тысяч долларов для избирательной кампании президента Обамы. Друзья мои, когда мы утверждаем такого посла в столь важную для нас страну, мы совершаем серьезную ошибку", - сказал сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн.
Впрочем, комитет Сената по международным делам видел и таких кандидатов, когда уж совсем непонятно, то ли смеяться, то ли плакать.
Однажды претендент на пост посла США в Южной Корее только от конгрессменов узнал, что существует, оказывается, еще и Северная Корея. Практика назначения на дипломатическую работу "нужных" людей в благодарность за оказанные услуги, а чаще всего за финансирование предвыборных кампаний, в США существует давно.
"Карьерный" дипломат посол Денис Джетт даже вывел формулу, которая позволяет вычислить цену кресла того или иного посла.
"Если вы хотите в Лондон или Париж - хорошие страны, где много туристов и сильная экономика, вам придется внести в избирательный фонд президента несколько миллионов долларов. Два-три. Больше всего желающих купить должность посла в Западной Европе. Так же ценятся посольства в государствах Карибского бассейна - острова, прекрасная погода, тропический рай, кому ж не понравится? Они, кстати, дешевле. Но минимальный ценник все равно полмиллиона долларов", - говорит посол США в Мозамбике и Перу Денис Джетт.
По негласной американской традиции, таких "некарьерных" дипломатов должно быть не больше 30%. Но Барак Обама нарушил это правило, нужны были деньги. Сначала на избрание президентом в 2008 году, потом на переизбрание - в 2012. А ведь ещё надо "отблагодарить" тех, кто, может, и не платил, но оказал президенту какую-то услугу. И в итоге непрофессионалов в американской внешней политике на разных уровнях, по некоторым оценкам, от 40 до 50%.
Например, Саманта Пауэр, постоянный представитель США при ООН, - долгие годы работала журналистом, пока не попала в предвыборный штаб Обамы, где продемонстрировала личную преданность шефу. Как и Дженифер Псаки, которая в то же время отвечала за работу с прессой тогда еще сенатора Обамы. Впоследствии Псаки на несколько лет станет лицом и голосом Госдепа, ее брифинги с бесчисленными ляпами дадут множество поводов для насмешек.
"Уровень профессионализма падает. Происходит ползучая депрофессионализация, потому что в Госдепе на должностях среднего уровня, то есть где и происходит основной объем работы, все чаще оказываются "свои люди", назначенные в награду за что-то. И еще одна очевидная проблема США - нет единого центра внешней политики. Госдеп играет важную роль, конечно, в дипотношениях, но во внешнюю политику еще вмешиваются спецслужбы, военные, и не всегда последнее слово за Госдепартаментом", - отмечает посол США в Иордании, Нигерии, Сальвадоре, Израиле, Индии, России, постпред США при ООН Томас Пикеринг.
В том числе и поэтому, как считает бывший посол США в Саудовской Аравии Чэз Фримен, Вашингтон просто разучился вести дипломатическую работу и привык действовать напролом.
"В Вашингтоне угроза применения силы стала первым, а не последним внешнеполитическим инструментом. Мы, американцы, выбрали принудительные меры в качестве инструмента влияния (по умолчанию) на другие страны, будь то союзники, друзья, противники или враги. При этом мы мало задумываемся о том, как выстроить международные отношения после завершения конфликта или как использовать политические возможности, которые могут появиться благодаря продемонстрированной военной мощи", - говорится в статье "Дипломатия - утраченное искусство".
При этом часто отсутствует планирование хотя бы на один шаг вперед.
"Когда американцы вошли в Ирак, начали операцию в Ираке, было паническое настроение в Соединенных Штатах, потому что не было специалистов, не было переводчиков с арабского языка. Они набирают на месте переводчиков и пользуются местными переводчиками, которые переводят им и газеты, и ходят с ними на беседы - это, конечно, снижает и доверительность, и в целом уровень профессиональной работы", - говорит профессор, заведующий кафедрой дипломатии МГИМО, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Корея, Японии и Норвегии Александр Панов.
Наглядный пример непродуманного применения грубой силы - это политика США на Ближнем Востоке. В 1953 году ЦРУ, и это подтверждается недавно рассекреченными документами, организовало госпереворот в Иране и отстранило от власти законного, но неугодного Вашингтону премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка. Этот шаг дестабилизировал вот уже более чем на полвека целый регион. Белый дом, поддерживая то одних, то других, окончательно все запутал и запутался сам. Сложная цепь событий в итоге привела к появлению "Исламского Государства". С которым теперь Соединенные Штаты пытаются вести войну. "Дурная голова ногами покоя не дает", - считают авторы юмористического шоу на германском телевидении и наглядно это демонстрируют.
Действуя по одной и той же схеме "Сила есть, ума не надо" США во внешней политике из раза в раз наступают на одни и те же грабли. Но при этом даже на своих ошибках не учатся.