Несмотря на длительное присутствие американских войск, в Афганистане заметно ухудшилась ситуация
Страна измотана противостоянием с исламистским "Талибаном". А в последнее время там возросло влияние боевиков запрещенного в России "Исламского Государства".
Дышать - это единственное, что она сейчас может. Ни заплакать, ни отогнать назойливых мух нет сил. У Джамили тяжелейшая пневмония.
"Мы из Кундуза. Наш госпиталь разбомбили. Приехали сюда в Имам-Сахиб. 50 километров на попутных машинах. Ехали долго. Но здесь помощь - врачи, есть антибиотики", - говорит её мама.
Пациенты поступают, а лекарства нет. Запас медикаментов на исходе. Их не могут привезти. Единственная дорога, которая связывает район с центром, - под контролем талибов. Врачам скоро будет не только не с чем работать, но и жить не на что.
"Доктора у нас не получают зарплату второй месяц. В Кундузе банки разграблены, а те, что в провинции, все закрыты после нападения талибов на город. Мы, как можем, успокаиваем врачей. Просим потерпеть. Да они и сами понимают, что кроме как у нас на десятки километров теперь нет места, где пациенты могут получить помощь", - говорит главный врач больницы г.Имам-Сахиб Нурулхак Абдулхаким.
Банки - под усиленной охраной полиции. Боятся нападений талибов. Но напирают пока местные жители. В надежде получить деньги они приходят к кассе каждый день. Из кишлаков сейчас мало кто решается выезжать. Это раньше на междугородней трассе можно было увидеть пробки, теперь машин почти нет. Полицейские на блокпостах предупреждают: дальше ехать смертельно опасно.
Для севера страны происходящее - нонсенс. Регион всегда был островком спокойствия в бушующем Афганистане. Даже в 90-е, когда "Талибан" взял под контроль почти всю территорию республики, в приграничном с Таджикистаном районе бандиты не орудовали.
Местные полицейские у себя дома, но часто оглядываются и по сторонам смотрят через прицел. Они без конца в напряжении. Хотя должны быть отлично подготовлены. С афганскими силовиками несколько лет занимались американские инструкторы. Но те курсы повышения квалификации офицерам запомнились как школа выживания. На западных наставников здесь многие в обиде.
"На операциях против талибов американцы нас отправляли вперед, а сами всегда были сзади. Меня так ранило однажды. Они с нами и не занимались почти. Просто отбывали свой срок здесь и возвращались к себе домой", - говорит полицейский Наджибула Мирзай.
Гражданские афганцы об иностранном присутствии в своей стране только слышали. Почувствовать пока не удалось. Солдаты здесь давно, а XXI век до афганских провинций так и не дошел. Кишлаки живут по старинке - дома из глины, дороги без асфальта. Водопроводов нет ни в небольших городах, ни в поселках. Везет тем семьям, которые живут возле водоемов. Они бросают насосы в реки и озера, подсоединяют к ним шланги и устраивают самодельные водоводы. Шланги, закопанные в землю, тянутся на сотни метров и подходят к домам. Чуть лучше ситуация с электричеством. На улицах вбиты колья, к ним привязаны провода, которые проходят на совсем небезопасной для человека высоте. Важная деталь: уличное освещение не предусмотрено. Ночью здесь кромешная тьма.
"За 15 лет нашему городу иностранцы помогли дважды. Отсыпали дорогу камнем. Это были или немцы или американцы - я не помню. Еще они построили деревянный мост. У него уже прогнили доски и мы им теперь не пользуемся", - говорит глава района Имам-Сахиб провинции Кундуз Амонидин Кураиши.
Камера выключается и чиновник вспоминает о другой войне. Когда в 80-х здесь были советские солдаты. Афганистан тогда получал не только оружие. В его стране появились сотни школ и больниц. Русские построили, например, клинику, в которой спасают трехлетнюю Джамилю. Родные девочки надеются, что это здание не станет мишенью при очередных авианалетах и им снова не придется искать помощи за сотни километров от дома.