Россия потребует нового выяснения обстоятельств гибели малайзийского «Боинга» под Донецком
Сегодня замглавы Росавиации Олег Сторчевой подверг резкой критике доклад о причинах трагедии, представленный накануне Советом безопасности Нидерландов. Сторчевой входил в состав комиссии по расследованию, потому к его оценкам особый интерес журналистов.
Отчет международной комиссии - не анализ, а подгон доказательств под заранее сделанные выводы, считают в Росавиации. На пресс-конференции замглавы Федерального агентства был жесток в оценках.
"Уровень нелогичности в отчете просто зашкаливает. Отчет не изобилует фактами, подтверждающими полноценность и достоверность проведенного расследования", - заявил Олег Сторчевой.
Олег Сторчевой представлял Россию в комиссии по расследованию катастрофы "Боинга". Он и раньше заявлял, что нашим специалистам не дают полноценно участвовать в следствии, не допуская практически ни к чему, в том числе к месту катастрофы.
"Мы не могли выехать на место самостоятельно и самостоятельно проводить изъятия или какие-то исследования без официального одобрения председателя комиссии. Мы обратились к председателю комиссии, но тем не менее, услышали, что это небезопасно, голландская сторона считает, что это небезопасно, и такой выезд не состоялся. Нидерландская сторона не приняла во внимание даже нашу информацию о проведенном эксперименте по подрыву боевой части на специальном стенде-макете", - напомнил Олег Сторчевой.
Стоит ли удивляться, что результаты теоретических изысканий голландцев, мягко говоря, разошлись с практическими экспериментами российских оружейников. И ракета у голландцев не та, и запущена из другой точки, и поразила "Боинг" на встречном курсе в левую сторону кокпита. Хотя наши специалисты доказали - в случае встречи с ракетой на противоходе, у лайнера не уцелел бы правый борт, а вот левый двигатель, напротив, не пострадал бы.
Комиссия держится за неверные данные, иначе рухнет версия о том, что стреляли с территории, подконтрольной ДНР. Кстати, представители этой республики напомнили о своих доказательствах того, что "Бук" стрелял не из Снежного, как утверждают на Западе, а из Зарощенского, занятого украинской армией.
"В конце апреля этого года в ходе брифинга мы демонстрировали трофейные документы украинской армии. Одним из найденных нами документов была рабочая карта командира 1-го батальона 95-й отдельной аэромобильной бригады. На указанной карте отмечены стартовые позиции украинских зенитных ракетных комплексов "Бук". Одна позиция находится у населенного пункта Грузско-Зорянское, вторая - в двух километрах южнее Шахтерска в районе населенного пункта Зарощенское на высоте с отметкой 224.8. То есть, как раз именно там, где указали российские эксперты. Этот документ, на наш взгляд, является прямым свидетельством, подтверждающим вину украинских военнослужащих в уничтожении "Боинга", - заявил заместитель комкорпусом Минобороны ДНР.
Нестыковки с географией - не единственная, скажем так, неточность голландского доклада.
"Не проведена полноценная экспертиза с целью определения марки стали, из которой были изготовлены поражающие элементы. Эти якобы обнаруженные поражающие элементы вероятно представлены для того, чтобы направить ход следствия в нужную сторону. Форма и химический состав реальных поражающих элементов типа "бабочка" после подрыва боевой части ракеты типа ЗРК "Бук" - и это подтверждено проведенными экспериментами - не имеют ничего общего с тем, что представлено в окончательном отчете", - заявил замглавы Росавиации.
Этим вопросом уже задавались наши оружейники: почему вообще в списке вещдоков фигурируют эти двутавры ("бабочки"), ни одна из которых не оставила следов на обшивке "Боинга"? Откуда взялись поражающие элементы от другой ракеты?
"Попросили комиссию - если у вас есть такая информация, пожалуйста, предоставьте нам какие-то номера, возможно оставшиеся на этих частях, чтобы мы провели исследование, так как разработчик имеет базу данных - какие номера ракет, когда выпускались, кому поставлялись, когда обслуживались и в каком состоянии находятся. Но нас, опять же, не услышали", - говорит Олег Сторчевой.
Эта избирательная глухота комиссии тоже имеет объяснение.
"На второй день трагедии с "Боингом", когда не было известно никаких деталей, Барак Обама уже объявил виновниками ополченцев и их покровителя, Россию. И это заявление, и давление западной прессы, которая изобретала немыслимые варианты участия России в уничтожении "Боинга", оказало очень сильное влияние на нидерландских исследователей. Против правды они пойти не могут полностью, но попытку удовлетворить и тех, и других они сделали. Но полуправда хуже лжи", - говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.
А ведь те же США сколько раз грозили - вот-вот предоставят некие якобы неопровержимые доказательства!
"Если есть такие необходимые и важные данные, почему они не предоставляются в комиссию по расследованию? Может, кто-то просто не хочет предоставить эти данные исходя из такой политизированности расследования? Мы готовы их исследовать, но их нет", - говорит замглавы Росавиации.
Россия же предоставила данные средств объективного контроля, что называется, по горячим следам. Тем более странно звучало заявление премьер-министра Нидерландов - тот призывал Москву в полной мере сотрудничать со следствием.
"С самого начала, с первых моментов мы были готовы подключиться к этой работе, о которой говорит господин Рютте, в частности - о сотрудничестве и взаимодействии. Однако нас под различными предлогами не допускали к расследованию. Не менее странно, что сразу после публикации доклада Нидерландского совета по расследованию вопросов безопасности с готовыми выводами потребовалось сотрудничество Российской Федерации. Где же все были раньше?" - сказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Единственное, с чем можно согласиться с голландцами — Украина несет ответственность за то, что не закрыла воздушное пространство в зоне боев. Стоит отметить, что сразу после презентации доклада родственники погибших пассажиров "Боинга" объявили, что подадут на власти Украины в суд как раз за то, что те не закрыли небо. В остальном же подход голландцев к расследованию в Росавиации назвали "возмутительным". И это вынудило нашу страну обратиться в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) с просьбой вмешаться. Россия будет настаивать на возобновлении расследования.