В донецком аэропорту волонтеры и сотрудники миссии ОБСЕ ищут останки погибших силовиков и ополченцев
В Донецком аэропорту развернулась поисковая операция, которую должны были начать ещё в мае. Устойчивое перемирие, установившееся в Донбассе с 1 сентября, наконец, позволило волонтёрам и сотрудникам ОБСЕ без риска для жизни пройти на территорию воздушной гавани, которая в своё время считалась одной из самых горячих точек. Руины прочёсывают квадрат за квадратом в поисках погибших с обеих сторон.
Вдоль развалин аэропорта люди шагают, вытянувшись в линию, друг за другом. Разбредаться по сторонам тут небезопасно — бои за аэропорт давно отгремели, но их следы повсюду: неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные солдатами мины и растяжки. Наткнуться на них можно даже на тропе, а потому во главе колонны на приличном отдалении от остальных шагают саперы, тщательно осматривая территорию вокруг.
Превращенный в руины терминал стал символом боев за Донецк. И хотя тела погибших еще могут оставаться внутри, в этот раз поисковики проходят мимо. Их путь лежит на летное поле, туда, куда прежде они еще не добирались. Взлетная полоса аэропорта — это даже не передовая. Это ничейная земля — нейтральная полоса между двумя противоборствующими сторонами, донецкими ополченцами и украинскими силовиками. По этой причине здесь поиск погибших был до сих пор почти невозможен — открытая территория легко простреливается, а затишье на этом участке фронта установилось совсем недавно.
"Мы начали работы еще в феврале-месяце в новом терминале по эвакуации тел погибших. Потом ввиду того, что продолжались боевые действия интенсивные, мы не могли сюда зайти. И вот сейчас немножко стабилизировалась ситуация, и нам позволили зайти, обследовать территорию", - говорит руководитель Комиссии по делам военнопленных Министерства обороны ДНР Лилия Родионова.
Подбитый танк давно стоит на взлетной полосе, но остался ли кто-то внутри, до сих пор никто не знал. Ополченцы лишь помнят, как вели бой против украинского экипажа, а то, что танк принадлежал Украине, сомнений нет, две белые полосы — обычная для силовиков маркировка. Именно так здесь и выбирают места, где надо искать погибших — по рассказам о проходивших боях.
"Совокупность данных — то есть, опрос военнослужащих, свидетелей, которые видели в последний момент, допустим, или момент гибели, зафиксировали и говорят, где находился — и вот там надо и искать", - объясняет руководитель поисковой команды Ярослав Жилкин.
Машина пуста — вероятно, экипажу танка удалось уйти. Никого нет и в разрушенной диспетчерской вышке. Хотя ее, быть может, надо обследовать тщательнее — бои за вышку были жаркими. Об этом говорит и усеянная осколками снарядов земля, и сам масштаб разрушений — здание было снесено взрывами. Но беглый осмотр и здания, и сгоревшего бронетранспортера возле него результата не дает. Зато поодаль рядом со взорванным артиллерийским тягачом поисковики находят останки украинского солдата.
"Все было собрано, задокументировано. Дальше, скорее всего, по согласованию отвезем в Днепропетровск, передадим судмедэкспертам для работы по выявлению, извлечению, ДНК-анализу. Есть очень хорошие шансы опознать, потому что ДНК осталось", - говорит Ярослав Жилкин.
Там же найден и старый эксплуатационный журнал. Украинская армия использует технику советского производства.
Начиная с февраля, ополченцы передали Украине останки более чем ста погибших силовиков. Для поиска остальных территория аэропорта разбита на квадраты, которые будут прочесывать постепенно. Главное, чтобы продолжению работы способствовало сохраняющееся перемирие.