Германия отмечает День единства. Ровно четверть века назад земли бывшей ГДР вошли в состав ФРГ
Центр торжеств – Берлин, у здания Рейхстага проходит концерт. Завершатся торжества фейерверком. Свои поздравления властям ФРГ направил Владимир Путин. Он отметил, что в нынешней непростой международной ситуации важно сохранить позитивный потенциал сотрудничества.
Дочь пастора Ангела Меркель и сам в прошлом пастор Йоахим Гаук. Они оба родом из ГДР, а сегодня находятся на этой праздничной службе как канцлер и президент единой Германии. Кто мог помыслить о таком 25 лет назад?
Гельмут Коль и Михаил Горбачев в этот раз в торжествах участия не принимают - здоровье не позволяет.
Впрочем, Горби, как его любя называют немцы, все равно присутствует на многочисленных плакатах в центре Берлина. Ведь это он за рулем СССР вырулил к мирному воссоединению двух немецких республик. Когда стена пала, советские солдаты остались в казармах.
Сотни тысяч жителей ГДР ринулись через открытую границу на Запад. Началась большая игра. Супердержавы должны были договориться об условиях. ФРГ уже была членом НАТО, но какой статус будет у новой Германии?
"С американской точки зрения, новая нейтральная Германия в рамках Европейского союза могла создать серьёзную политическую (не военную), и экономическую конкуренцию в вопросе резервных валют, роли доллара. Германия стала бы конкурентом", - отмечает бывший агент разведки ГДР в штаб-квартире НАТО Райнер Рупп.
Для США этот вопрос был принципиальным, Германия в НАТО и в ЕС — это страна, по рукам и ногам связанная обязательствами. В свободное плавание немцев не хотели отправлять и французы с англичанами. Москва требовала в первую очередь военный нейтралитет. США договариваться не желали.
"К черту это. Мы победили, а они нет. Мы не можем позволить Советам обратить поражение в победу", - заявил Джордж Буш-старший, президент США с 1989 по 1993 гг.
Эта цитата из стенограммы переговоров на высшем уровне США - ФРГ от 24 февраля 1990 года. А вот еще оттуда же про Германию в блоке НАТО.
"Полноценное членство Германии связано с нашей способностью поддерживать наши войска в Европе. Вы должны это понимать", - сказал Джордж Буш-старший.
"Мне это очень нравится. Я хочу Америку в Европе, и речь не только о военном присутствии", - отметил Гельмут Коль, федеральный канцлер ФРГ с 1982 по 1998 гг..
В вопросе пропихивания Германии в НАТО Вашингтон отвечал за политическую составляющую, Бонн - за финансовую.
"Речь шла о том, что для Советского Союза требовались кредиты. Кредиты большие, потому что финансовое положение страны в то время было очень трудным", - отмечает Владислав Терехов, с 1990-1997 гг. посол СССР, а затем РФ в ФРГ.
Советский Союз пытался отстаивать свои геополитические интересы в положении просителя. Деньги давали, но легче раздавали обещания. Вот, например, те самые устные гарантии о нерасширении НАТО на Восток.
"Мы согласились в том, чтобы не передвигать зону безопасности НАТО далее на Восток вообще. Это относится не только к ГДР, которую мы не хотим присоединять", - говорил Ганс Дитрих Геншер, в 1974-1992 гг. министр иностранных дел ФРГ.
Говоря о присоединении, Геншер конечно имел в виду присоединение к НАТО. Это уже американцы постепенно убеждали Москву, рассказывая, что вся новая Германия в альянсе даже выгодна СССР для баланса сил в Европе. И в конце мая в Вашингтоне Горбачев фактически дал зеленый свет вхождению объединенной Германии в НАТО.
На днях на Втором канале немецкого телевидения вышел документальный фильм о тех событиях. Участники переговоров до сих пор под впечатлением от того, что тогда услышали.
"В итоге президент Буш спросил, подтверждаете ли вы, что в соответствии с хельсинским актом все страны сами определяют, к какому альянсу они хотят принадлежать? И Горбачёв ответил: "Да", - рассказывает Бренд Скоукрофт, в 1989-1993 гг. советник президента США по национальной безопасности.
"Мы все были ошеломлены. Тогда Буш спросил ещё раз: "Значит, Вы согласны, что Германия сама вправе выбрать себе альянсы?" Горбачёв сказал: "Да", - вспоминает Кондолиза Райс, в 1990 году эксперт-советолог при американском правительстве.
Остальное было лишь делом техники. Устные гарантии нерасширения НАТО на Восток так и не были положены на бумагу. Обещания были забыты. Реальность такова, что в ней помимо прочего американские войска до сих пор остаются на территории Германии, а сейчас Вашингтон собирается разместить в стране новые ядерные бомбы. Берлин же не может сказать "нет", потому что связан обязательствами в рамках НАТО.
И все это тоже было определено тогда, 25 лет назад, когда происходили великие события - объединение Германии.