25 лет объединению Германии: малоизвестные факты
Четверть века единой Германии. Не только в ФРГ, но и в других странах в эти дни вспоминают события 25-летней давности, эхо которых ощущается и сейчас. Ведь Берлинская стена, по сути, разделяла надвое не просто город, но и весь мир.
У того, что осталось от Берлинской стены туристы привычно фотографируют Михаила Горбачева за рулем Советского Союза. Сегодня Берлин обклеен даже плакатами с его лицом. Без Горби, как любя его называют немцы, мирного объединения Германии, могло и не произойти. Когда стена пала, советские солдаты остались в казармах. Дальнейшие события были лишь вопросом времени.
"Все политики с Востока и с Запада находились под давлением населения ГДР, которое в ноябре 1989 после падения стены, после открытия стены, совершенно конкретно угрожало: "Если немецкий рынок придёт к нам на Восток, то мы останемся; если этого не произойдёт, то мы уедем на Запад", - вспоминает Детлеф Кун, в 1990 году сотрудник министерства иностранных дел ФРГ.
Началась большая игра. Супердержавы договаривались об условиях. Какой будет эта новая Германия.
"С американской точки зрения, новая нейтральная Германия в рамках Европейского союза могла создать серьёзную политическую (не военную), и экономическую конкуренцию в вопросе резервных валют, роли доллара. Германия стала бы конкурентом", - отмечает бывший агент разведки ГДР в штаб-квартире НАТО Райнер Рупп.
Москва настаивала на нейтралитете, США на членстве в НАТО. Сейчас, спустя 25 лет, известно: ни о каких компромиссах американцы и не думали. Это показывает стенограмма переговоров на высшем уровне США - ФРГ от 24 февраля 1990 года.
"К черту это. Мы победили, а они нет. Мы не можем позволить Советам обратить поражение в победу", - заявил Джордж Буш-старший, президент США с 1989 по 1993 гг.
Этот документ дает ответы на многие вопросы: например, зачем США нужно тактическое ядерное оружие на континенте, - это ядерный зонтик для своих же солдат. А вот, например, одна из причин, зачем Вашингтону Германия в блоке НАТО.
"Полноценное членство Германии связано с нашей способностью поддерживать наши войска в Европе. Вы должны это понимать", - сказал Джордж Буш-старший.
"Мне это очень нравится. Я хочу Америку в Европе, и речь не только о военном присутствии", - отметил Гельмут Коль, федеральный канцлер ФРГ с 1982 по 1998 гг..
После таких заверений в лояльности США и ФРГ по сути разделили полномочия. В вопросе пропихивания Германии в НАТО Вашингтон отвечает за политическую составляющую, Бонн - за финансовую.
"Речь шла о том, что для Советского Союза требовались кредиты. Кредиты большие, потому что финансовое положение страны в то время было очень трудным", - отмечает Владислав Терехов, с 1990-1997 гг. посол СССР, а затем РФ в ФРГ.
Советский Союз пытался отстаивать свои геополитические интересы в положении просителя. Деньги давали, но легче раздавали обещания.
"Мы согласились в том, чтобы не передвигать зону безопасности НАТО далее на Восток вообще. Это относится не только к ГДР, которую мы не хотим присоединять", - говорил Ганс Дитрих Геншер, в 1974-1992 гг. министр иностранных дел ФРГ.
Любопытно, что сам Геншер был в крайне уязвимом положении.
В здании Бундесархива хранятся личные карточки членов НСДАП, нацистской партии. Картотека попала в руки американцев в 1945 году и находилась под их контролем до 1994 года. Когда архив все же передали немцам, оказалось, что в нем есть личная карточка Ганса Дитриха Геншера, а позже выяснилось, что сам Геншер знал о наличии компромата еще с 70-х.
Впрочем, никаких доказательств давления на министра иностранных дел ФРГ нет. Тем более что Геншер действительно желал объединения Германии и любыми способами успокаивал консерваторов в Советском Союзе. В конце мая на переговорах в Вашингтоне Горбачев неожиданно фактически дает зеленый свет вхождению Германии в НАТО. На днях на втором канале немецкого телевидения вышел документальный фильм о тех событиях.
"В итоге президент Буш спросил, подтверждаете ли вы, что в соответствии с хельсинским актом все страны сами определяют, к какому альянсу они хотят принадлежать? И Горбачёв ответил: "Да", - рассказывает Бренд Скоукрофт, в 1989-1993 гг. советник президента США по национальной безопасности.
"Мы все были ошеломлены. Тогда Буш спросил ещё раз: "Значит, Вы согласны, что Германия сама вправе выбрать себе альянсы?" Горбачёв сказал: "Да", - вспоминает Кондолиза Райс, в 1990 году эксперт-советолог при американском правительстве.
Остальное было лишь делом техники. Американские войска остались на территории Германии, сейчас Вашингтон собирается разместить в стране новые ядерные бомбы. Берлин же не может сказать "нет", потому что связан обязательствами в рамках НАТО. И все это тоже было определено тогда, 25 лет назад, когда происходило объединение Германии.