Первые отклики в европейских столицах на выступление Президента России в ООН
Политики там продолжают участие в дискуссии, но появляются экспертные оценки. Россия занимает позицию, которая находит всё большее понимание, - слова "нужно объединяться" в случае с противостоянием террору в Сирии звучат уже от консервативных политологов, настроенных традиционно жёстко к действующему сирийскому руководству.
За речью Президента России в Германии наблюдали многие. Выступление Владимира Путина в прямом эфире показывал общественно-политический телеканал "Феникс", он принадлежит совместно ARD и ZDF. Один из тех, кто следил за выступлением, - политолог Александр Рар.
"Фактически он повторил то предложение, что уже сделал в 2001 году американцам, они тогда отказались, в Афганистане. Сейчас он это опять делает, хочет в основном подключить исламские государства, которые должны в социальном плане, в политическом плане перестроить Ближний Восток. Второе предложение еще раз прозвучало - общее экономическое пространство между ЕС и Евразийским союзом. Россия настроена на позитив, она готова работать с Китаем, но не исключает также сближения с ЕС. Россия на это готова, санкции надо убирать", - отмечает Александр Рар.
Очень большие ожидания были у немецкой прессы. Сегодня в издании "Шпигель онлайн" вышло интервью с бывшим вице-президентом еврокомиссии Гюнтером Ферхойгеном, и он как раз напомнил немцам об идее общего экономического пространства от Владивостока до Лиссабона. А в статье на сайте ZDF говорится: "Мирное решение в сирийском конфликте немыслимо без России". Заголовок во "Франкфуртер Альгемайе Цайтунг" гласит: "Речь в ООН - Путин снова победил. Владимир Путин снова стал ключевым игроком на мировой арене". Эти материалы действительно отражают те большие ожидания, которые связывают немцы с Россией, когда они говорят о совместной борьбе с так называемым "Исламским государством".
"Исламское государство" можно победить только общими усилиями. Многолетние бомбёжки со стороны англичан, французов, американцев ни к чему не привели, вообще ни к чему не привели в Сирии, а только способствовали террору и страху народа", - говорит профессор политологии университета Геттингена Петер Шульце.
Это все же значительные подвижки. И после того, как Ангела Меркель не исключила диалога с Башаром Асадом, они тем более существенны и очевидны. Что касается выступления Владимира Путина, то некоторые европейские политологи не удержались и сравнивают это выступление с выступлением американского президента.
"Есть очень чёткое различие между речами Путина и Обамы. Американский президент фактически учил жизни присутствующих, он так и сказал: что хорошо для США, будет хорошо и для всего мира. Путин, наоборот, подчеркнул, что у каждой страны свой путь развития, и этот путь нужно уважать", – говорит политолог, журналист Джон Лафленд.
Теперь будем ждать, с какими заголовками и комментариями выйдут утренние газеты. Серьезная аналитика в европейской прессе появится лишь завтра.
Что касается Великобритании, то там реакция столь же яркая, как и в Германии. Кажется, сегодняшнее выступление в большей степени убедило британскую политическую элиту в необходимости диалога с Москвой. И не только по сирийской проблематике. Не только британская оппозиция, но и ближайшее окружение премьер-министра Дэвида Кэмерона говорит, что Британия во многих ситуациях заигрывается антироссийской риторикой и часто не замечает политических реалий.
В преддверии сегодняшнего заседания генассамблеи ООН влиятельный журнал "Spectator", а это издание консервативное, опубликовало статью, в которой буквально сказано следующее: Асад остаётся популярным лидером. Большинство сирийцев убеждены, что так называемое "Исламское государство" было создано не без помощи Америки, которая помогала вроде бы "умеренной части оппозиции". А эти люди оказались воинствующими фанатиками. И вывод статьи: Соединённым Штатам и Британии понадобилось четыре года для того, чтобы понять и, похоже, отчасти принять позицию России по урегулированию ситуации в Сирии.
"Если посмотреть нынешние опросы, то британцы согласны с тем, что предлагает Путин. Подавляющее большинство британцев тоже считают, что в данный момент необходим единый фронт против боевиков "Исламского Государства". И многие понимают, что военные попытки свергнуть Асада не имеют никакого смысла. Вспомните 2013 год - наше руководство активно заигрывало с сирийской оппозицией, тогда как общество было против этого", - говорит политолог Александр Меркурис.
Теперь большой вопрос: насколько кардинально Британия готова изменить свою позицию по Сирии. Ведь, с одной стороны, министр иностранных дел Хаммонд говорит о том, что диалог с Асадом необходим. При этом лидер страны, Дэвид Кэмерон, который сейчас тоже находится в Нью-Йорке, продолжает называть сирийского президента временной фигурой, требует, чтобы Башар Асад ушёл после того, как поможет в уничтожении формирований так называемого "Исламского Государства". Как же можно подключать официальный Дамаск к диалогу при таком, мягко говоря, неуважительном отношении к своему потенциальному партнёру?
"Американцы понимают, что их сирийская политика последних лет - это абсолютный кошмар. США никогда не признают этого вслух, но не могут не видеть: желаемых результатов - уничтожения сирийских армии и разведки и установления в стране прозападного и антироссийского правительства - они не достигли. В Британии, всё это время поддерживавшей политику США, это тоже понимают. И сейчас, чтобы не лишиться в регионе влияния, которое и без того невелико, Лондон делает то, что делает Америка", - отмечает политолог Маркус Пападопулос.
Британцы не могли пропустить слова Президента России о том, что одно из первых заседаний Генассамблеи ООН прошло в послевоенном Лондоне. Роль Организации Объединённых наций в мире, необходимость соблюдения основополагающих принципов этой организации, реформа ООН - это в равной степени заботит и британских политиков. Деловые круги Великобритании присматриваются к тому, как развивается Евразийский Экономический союз. Интересной была часть выступления о соблюдении правил игры в мировой торговле. Экономическая часть выступления Владимира Путина была им крайне интересна, но, безусловно, наиболее значимая для британцев часть выступления - это общая борьба с терроризмом, координация усилий в Сирии, в Ираке. Политологи отмечают: многое в прояснении официальной позиции Великобритании зависит от итогов предстоящей встречи Путина и Обамы.