Немецкий автопром впервые в истории обвиняют в подлоге и обмане
Место директора компании "Фольксваген", или "народный автомобиль", Винтеркорна, займет Мюллер, до сих пор делавший вообще не народный автомобиль "Порше". И это - результат трансатлантического скандала. Американский Институт альтернативных двигателей выяснил, что немецкие моторы хитрили - некий внутренний датчик отмены понимал, что машина находится на контрольном стенде, и показывал уровень выхлопа в десятки раз ниже, чем реальный на дороге.
А ведь основой рекламной кампании народного автомобиля были заявления в стиле - "умрите от зависти, какие у нас чистые выхлопы". Фольксвагены сразу запретили к продаже по всей Америке, руководство концерна извинилось и признало обман, остальные немецкие автогиганты сразу же заявили, что они - не такие. Но экономисты считают, что теперь этот скандал угрожает всей немецкой экономике. Ведь под угрозой теперь чистая репутация всего с пометкой "сделано в Германии".
Скандал с обманом концерном "Фольксваген" американских экологических специалистов говорит скорее не об алчности немецких производителей, хотя и это присутствует тоже, но прежде всего о кризисе всей автомобильной отрасли. Причем, кризисе технологическом.
Ирония судьбы в том, что именно "Фольксваген", по данным издания The Wall Street Journal, истратил в прошлом году на исследования и новейшие разработки больше всех в мире — почти 17 миллиардов долларов, опередив и традиционно вкладывающую в разработки компьютерную корпорацию "Интел", и крупнейшего швейцарского фармацевтического производителя "Роше", вынужденного придумывать новые лекарственные формулы, и "Майкрософт", и "Гугл". Примечательно, что в этом списке "Фольксваге" – единственная автомобильная компания. Но вряд ли эти миллиарды были потрачены исключительно на разработку устройства для обмана американских экологов.
Вот обычный гараж в России и демонстрация сразу нескольких способов сделать вид, что из выхлопной трубы ничего вредного не выходит. Зато мощность двигателя повышается в разы. Справляться с "мозгами" компьютеров своих дизельных "Фольксвагенов" наши отечественные умельцы в домашних условиях, судя по многочисленным форумам в Интернете, научились за многие годы до того, как обман обнаружили в США. Но, тем не менее, оправдываться руководству "Фольксваген" перед экологами из Калифорнии и всем остальным автомобильным миром пришлось.
"Давайте начистоту: наша компания вела себя нечестно с Агентством охраны окружающей среды и с калифорнийским Управлением по качеству воздуха, а также со всеми клиентами. Как говорят на моем родном немецком языке, мы облажались", - признался исполнительный директор североамериканского подразделения Volkswagen Михаэль Хорн.
Если продолжать в той же терминологии – "облажались" так, что теперь экономисты говорят об угрозе для всей Германии. Ведь рекордное истории автопроизводителей одномоментное падение акций "Фольксваген" на 20 процентов только за первый день после известия об обмане, а в дальнейшем обесценивание компании фактически на треть, куда опаснее последствий греческого финансового кризиса, ударившего по немецкой экономике. И даже кризиса с сирийскими беженцами, устремившимися сейчас именно в Германию. Вот почему так обеспокоены немецкие власти.
"Следует как можно скорее пролить свет на расследование, которое ведется в США против концерна Volkswagen. В свете тяжелой ситуации, прежде всего, речь идет о необходимости обеспечить полную прозрачность по этому делу", - заявила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Желание властей Германии придать этому делу полную прозрачность также понятно. Ведь вся эта история с обвинениями началась в США. И очень не вовремя для Германии, локомотива европейской экономики. Слишком уж это похоже на запланированную экономическую атаку из-за океана.
Всего две недели назад Владимир Путин поблагодарил "Фольксваген" и лично его президента Мартина Винтеркорна за инвестиции в Россию. Концерн пообещал вложить в развитие нового завода по выпуску двигателей в Калуге почти полтора миллиарда евро. Но из-за разразившегося скандала Винтеркорн вынужден был подать в отставку. И вот немецкие автогиганты посыпались один за другим. На неделе упали на 6 процентов котировки еще одной компании – БМВ. А это уже угроза всей экономике Евросоюза.
Подозревая неладное, в защиту немецких производителей включились даже их конкуренты. Министр финансов Франции, страны, у которой своя мощная автомобильная промышленность – прежде всего это машины "Рено" и "Пежо", предложила все расследовать в Европе, а не полагаться исключительно на мнение Соединенных Штатов.
"Я считаю, это просто необходимо. Мы должны сделать это на общеевропейском уровне. Мы на европейском рынке с европейскими правилами. Это те правила, которые были нарушены в США", - сказал Мишель Сапен.
Позиция Франции понятна. Множество многомиллиардных штрафов единой Европе выдержать будет очень сложно. В прошлом году США оштрафовали один из крупнейших французских банков, "BNP Paribas", на 9 миллиардов долларов за проведение операций со странами, против которых Белый дом ввел экономические санкции. Под угрозой штрафов и компания "Тоталь", активно работавшая с Россией.
При этом надо понимать, что это далеко не первая история с так называемым defeat device, или пораженным устройством. А именно так политкорректно до суда, который точно должен определить, преднамеренно ли искажались данные или все получалось случайно, называются бортовые компьютеры "Фольксвагена".
Первым на обмане попался именно американский концерн "Дженерал моторс". Но в далеком уже 95 году. На некоторых моделях "Кадиллак" при тестировании снижались показатели выхлопа. Штраф - 11 миллионов долларов. В 1998-м оштрафовали уже "Форд" - почти на 8 миллионов. Практически сразу после этого попалась на отключении системы предупреждения о превышении нормативов выхлопа уже "Хонда" - 17-миллионный штраф. Затем "Вольво", "Рено", "Катерпиллар". В общей сложности сумма штрафов с них и других автопроизводителей приблизилась к 85 миллионам долларов.
Разница с историей сегодняшней лишь в том, что в наши дни речь о сумме штрафа уже не в миллионах долларов, а в миллиардах. То есть на три порядка большей той, что платили 15 лет назад.
К тому же в 99-м альтернативы дымному и не экологичному двигателю внутреннего сгорания не было. И автогиганты, заплатив штрафы, имиджевых издержек практически не понесли. К 2015-му все изменилось. Появилась альтернатива - уже есть первые автомобили, работающие на электричестве. И лучшие образцы производят именно в США и в Израиле. И делают их IT-компании, по сути, компьютерщики. То есть те, кто и обнаружил в программном обеспечении "Фольксвагена" обманывающее устройство.
"Скандал в Volkswagen может снизить долю импортируемых машин, а также может подстегнуть местных автопроизводителей пересмотреть свое отношение к дизелю", - говорит аналитик Ко Та Бонг.
Впрочем, ни количеством, ни возможностью обслуживать электромобили – прежде всего это строительство заряжающих станций вместо заправок, их производители пока похвастать не могут. Но это пока. И в данном случае, удар, нанесенный из США по "Фольксвагену" - крупнейшей автомобильной компании, вкладывающей деньги в науку, нанесен очень точно. Сумма штрафа в 18 миллиардов долларов с точностью совпадает с тем, что концерн ежегодно тратит на научные разработки. А это означает, как минимум год отставания и потеря конкурентного преимущества. В таком случае производителям электромобилей просто грех не воспользоваться сложившейся ситуацией.