В США бизнесмен на 5000% поднял цену на лекарство, необходимое людям со смертельными диагнозами
Одна из самых обсуждаемых тем в американских СМИ - скандал вокруг молодого миллионера, который в десятки раз взвинтил цену на препарат, незаменимый для тяжелобольных людей. В считанные дни бизнесмен превратился в объект общенациональной ненависти. И, не выдержав давления, пообещал умерить аппетит. Насколько - пока неизвестно.
Мартин Шкрели с недавнего времени самый презираемый человек в Америке. Его имя - символ дикого капитализма. Шкрели — американец албанского происхождения, специалист по спасению компаний, находящихся на грани банкротства. Его фирма "Тьюринг Фармасеутикал" выкупила все права на лекарство "Дараприм", единственный разрешенный в США препарат от токсоплазмоза, и, став монополистом, задрала цену на него в 55 раз.
"У нас свободный рынок, и каждая компания сама решает, какая цена справедлива", - заявил Мартин Шкрели.
С 13 с половиной долларов за упаковку, "Дараприм" подорожал всего за ночь до 750 долларов - почти 5 тысяч процентов. Немыслимо даже для Америки! Но Мартин Шкрели заявляет, что только так его компания сможет финансировать разработки новых препаратов, ведь "Дараприм" используют уже более 60 лет.
Мартин Шкрели: "Нет сомнений, что я капиталист. Я пытаюсь создать большую фармацевтическую компанию, успешную и имеющую прибыль".
- "Но вы понимаете, насколько стяжательски это выглядит?"
Мартин Шкрели: "Да, я может выглядеть стяжательски, но я думаю, что и альтруизма тут немало".
- "Альтруизма? Как это?!"
Мартин Шкрели: "Получив прибыль, мы можем потратить это на пациентов, которые определенно нуждаются в новом лекарстве".
Токсоплазмоз - инфекционное заболевание, которым, по некоторым данным, болеет почти половина жителей планеты. Для большинства оно протекает незаметно, а для людей с ослабленным иммунитетом становится смертельно опасным. Например, для больных СПИД, онкологическими заболеваниями или для беременных женщин. Большинству из них спасение теперь не по карману, ведь для лечения требуется в среднем сто доз.
Шум поднялся невообразимый. Кое-кто даже предложил бойкотировать всю продукцию "Тьюринг Фармасеутикал". Но предложение не прошло: трудно бойкотировать лекарство, без которого умрешь. Мартину Шкрели пришлось даже закрыть свою страничку в социальных сетях. Но некоторые высказывания оттуда успели попасть в прессу:
- "Вам все равно! Вы миллионер. А люди среднего достатка, кто залезет в долги на десятилетия, чтобы оплатить лечение".
Шкрели: "Ну это не моя вина".
- "Да как ты вообще можешь спать по ночам?"
Шкрели: "Да знаешь, на снотворном".
История с "Дарапримом" дала новый толчок предвыборной кампании в Америке. Хиллари Клинтон, ведущий кандидат от демократов, внесла в свою президентскую программу новый пункт. Она обещала, что, если займет кресло в Белом Доме, американцы не будут платить за лекарства больше 250 долларов в месяц, остальное должна покрывать медицинская страховка, если она, конечно, есть. После этого заявления страховые компании схватились за голову, а фармацевтический рынок по обе стороны Атлантики упал на 4 процента.
На самом деле случай с препаратом "Дараприм" - обычная на фармацевтическом рынке практика. Купить патент, стать монополистом и задрать цену. Просто здесь речь идет о лекарстве, аналогов которому в стране нет и которое внесено Всемирной организацией здравоохранения в список базовых и считается жизненно необходимым.
Мартин Шкрели обещал, что цену на лекарство снизит до приемлемого уровня, но цифры пока не назвал. Возможно, ждет, что страсти улягутся и все забудут, и он успеет сорвать свой куш.