В Брюсселе продолжается экстренная встреча глав всех стран Евросоюза
Они решают, что делать с многотысячным потоком беженцев, который, в буквальном смысле, затапливает Европу. Председатель Евросовета, бывший польский премьер Дональд Туск уже заявил, что самая срочная задача - защита внешних границ ЕС, потому что Евросоюзу грозит миллионный приток беженцев, а не тысячный. Уже вчера стало понятно, что единства по вопросу о квотах по беженцам среди стран ЕС нет.
Сегодня - минимум улыбок. Все очень серьезно. Первым к журналистам вышел глава Евросовета Дональд Туск, он тщательно подбирал слова и призвал отказаться от иллюзий и эмоций. Скорейшего завершения вооруженных конфликтов в Ираке и Сирии он не ждет, а это значит, что поток беженцев в Европу не иссякнет.
"Сейчас в Сирии до 8 миллионов перемещенных лиц, тогда как около 4 миллионов бежали в Турцию, Иорданию, Ливан и Ирак. Это означает, что сегодня мы говорим о миллионах потенциальных беженцев, которые пытаются добраться до Европы, а не о тысячах", - заявил Дональд Туск.
Мира на Ближнем востоке добиваться необходимо. Об этом сегодня говорил французский президент. И по словам Франсуа Олланда, в решение сирийского вопроса роль может сыграть Россия.
"Все, кто может способствовать поиску политического решения в Сирии, должны быть вокруг переговорного стола. Таков принцип того, что называли "Женевской конференцией". Их было две. И я призываю к тому, чтобы новая конференция могла позволить всем странам, которые хотят, чтобы мир вернулся в Сирию, этому способствовать", - сказал Франсуа Олланд.
Что же касается ситуации с беженцами, то происходящее в последние недели уже на высшем европейском уровне называют хаосом. Более того, глава Евросовета сегодня сказал то, что еще вчера посчитали бы моветоном. Беженцы чувствуют, что их приглашают в Европу. Совершенно очевидный камень в немецкий огород, намек на широко тиражируемое в СМИ немецкое гостеприимство. Ангела Меркель, же сегодня, похоже, единственный оптимист на саммите. Европейцам кризис по плечу.
"Мы должны вести переговоры с такими странами, как Турция, которая приняла 2 миллиона человек, чтобы понять, как мы можем разумно регулировать приток беженцев, совместно охранять наши границы. Нельзя допустить того, чтобы Европа сказала, что не справится с проблемой. Поэтому я говорю еще раз, что мы справимся с этим", - заявила Ангела Меркель.
Сейчас мы, вероятно, становимся свидетелями поворота в европейской политике. Если раньше премьера Венгрии Виктора Орбана жестко критиковали за его стену на границе с Сербией, и доходило до того, что немецкие компании отказывались продавать венграм колючую проволоку, то теперь контроль за внешними рубежами становится приоритетом. Об этом говорил и Туск, и остальные главы делегаций. Это, пожалуй, один из немногих вопросов, в которых европейцы едины. Ну а дальше идут взаимные претензии. Досталось Греции: якобы, она все пустила на самотек.
"Если же наши греческие коллеги не способны защитить свои внешние границы, мы должны попросить их вежливо, поскольку Греция - это суверенная страна, чтобы они разрешили сделать это другим", - сказал Виктор Орбан.
Вообще, в Брюсселе - настоящее пртивостояние между восточными и западными членами Евросоюза. Камень преткновения очередные квоты на прием в странах ЕС 120 тысяч беженцев. Некоторые восточноевропейские просто не понимают, чего от них хотят. Даже если они примут определенное число беженцев согласно европейским квотам, они же не могут удерживать людей у себя в стране силой. А если беженцы хотят только в Германию? Самую жесткую позицию занял словацкий премьер Роберт Фицо. Он категорически против квот и жалуется, что аргументы словацкой стороны в Брюсселе никто не хочет слушать. Словакия даже намерена отстаивать свою позицию в суде.
"Пока я на посту премьер-министра, обязательные квоты не будут распространяться на Словакию. Мы примем все необходимые меры. Но те, кто решил продавливать это мнение большинства, ответственны за все это безобразие. Они намеренно создали серьезные разногласия в таком ключевом вопросе, как миграция", - заявил Роберт Фицо.
Новые члены ЕС Чехия, Словакия, Румыния и Венгрия накануне проголосовали против квот, но решение, правда, пока лишь на уровне министров внутренних дел приняли простым большинством, изменив процедуру. При этом маленькие страны, такие как Хорватия, которые вдруг захлестнул поток бегущих в Европу, не знают, что делать. Сейчас там находятся почти 50 тысяч беженцев. Всего в Хорватии проживают мене 5 миллионов человек. Но за один только вчерашний день в эту страну приехали почти 9 тысяч беженцев. Соединенные Штаты обещают поддержать европейцев. Но готовы принять только 185 тысяч беженцев в течение двух лет. И это в то время, как одна Германия в этом году ждет прибытия до 1 миллиона беженцев. Впрочем, подобные вопросы сегодня вне повестки. Сегодня копья будут ломать о квоты.
"Если у нас около миллиона беженцев, то такие столкновения по поводу 120 тысяч человек вызывают сожаление", - сказала президент Литвы Даля Грибаускайте,.
Вполне возможно, что спорить будут до утра, не исключено, что на повышенных тонах. Впрочем, мало кто сомневается в том, что несмотря на все противоречия, в итоге решение о квотах будет принято.