Стремление России к общей борьбе с террором находит понимание
Москва настаивает, что противостоять группировке "Исламское государство" нужно только при участии властей и армии Сирии, а не бороться с ними. Позиция находит всё большее понимание, судя по заявлениям западных политиков и тону публикаций в прессе. Нынешний уровень угрозы высок, при этом террористы вербуют новых сторонников. В их числе есть и российские граждане - около двух с половиной тысяч, по данным наших спецслужб.
По итогам встречи Совета региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте стало понятно: в рядах ИГИЛ, группировки в России запрещенной, россиян значительно больше, чем предполагалось ранее. Вместе с гражданами других стран СНГ счет идет на тысячи.
"По нашим сведениям, порядка 2400 граждан Российской Федерации уже принимают участие в деятельности этой организации — и это достаточно большая цифра. По нашим же сведениям, если оценивать центральноазиатские государства с этой точки зрения, то уже около 3000 граждан этих государств принимают участие в деятельности террористической организации ИГИЛ", - сообщил первый заместитель директора ФСБ России Сергей Смирнов.
Особую опасность ФСБ видит в том, что, набравшись боевого опыта в рядах ИГИЛ, люди возвращаются домой и реализуют этот свой опыт уже на родине, фактически расширяя географию терроризма.
Другая проблем - беженцы. Пока "Исламское государство" усиливается, поток бегущих из региона будет расти. Люди спасаются именно от террористов, а не, скажем, от режима Асада, говорят в ФСБ. И призывают расширить коалицию против ИГИЛ под эгидой ООН.
Что это необходимо. вроде бы начинают понимать и на Западе. Инициатива нашей страны провести по сирийскому вопросу российско-американские переговоры на уровне представителей Минобороны заинтересовала Вашингтон. Сначала пресс-секретари Госдепартамента и Белого дома дали понять: предложение изучаем. Резюмировал уже госсекретарь.
"Президент убежден, что такие переговоры военных будут важным шагом. Надеюсь, они состоятся как можно скорее. Со своей стороны, я буду делать все от меня на сей момент зависящее, чтобы добиться прогресса в сирийском вопросе", - заявил госсекретарь США Джон Керри.
Почти часовой разговор глав оборонных ведомств России и США - иллюстрация того, что в Вашингтоне намерены решать проблему все-таки с Россией. Министры обороны двух стран не общались год, а для нынешнего шефа Пентагона Эштона Картера, принявшего пост в феврале, это первый разговор с Сергеем Шойгу.
Западная пресса пытается понять причины происходящих событий. Журналисты вспоминают и об очевидных неудачах США, в частности о провалившейся программе тренировки бойцов для сирийской оппозиции. В целом нейтральная информационная статья в "Таймс" озаглавлена так: "После провала своей стратегии в Сирии США поворачиваются к России".
Французское издание "Ле Паризьен" берет интервью у бывшего (и, не исключено, будущего) президента Франции Николя Саркози, который считает, что при участии России победа над ИГИЛ - дело нескольких месяцев.
"Мы должны привлечь соседние государства, наладить диалог с Россией и Путиным. Вы действительно думаете, что ИГИЛ сможет победить такую коалицию из 22 самых сильных государств? За несколько месяцев Сирия будет освобождена. Это вопрос лидерства", - заявил Николя Саркози.
В Германии также дали понять, что заинтересованы в российском участии в действиях антиигиловской коалиции.
"Россия - и мы об этом говорили в последние дни и недели - играет большую роль в сирийском вопросе и несет большую ответственность. Мы надеемся, что у нас появится возможность совместно с Россией и США начать путь, который приведет к политическому разрешению кризиса", - заявил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт.
Проблема, однако, вот в чем: действия - это, безусловно, хорошо; а вот имитация действий - только во вред. Об этом уже говорил в своем недавнем интервью сирийский президент Башар Асад: нельзя одной рукой замахиваться на террористов, а другой - подкармливать их.
"Для нас очевидно, что коалиция должна прежде всего бороться против террористов, как говорится, "в поле". И представляется логичным, что подобная коалиция должна создаваться теми странами, которые верят в борьбу с терроризмом. В нынешней ситуации исключено, чтобы одно и тот же государство и поддерживало терроризм, и боролось с ним. Есть страны, которые притворяются, что являются частью антитеррористической коалиции, хотя они же поддерживают террористов на тех же территориях, на которых они виртуально борются с терроризмом. Я еще раз подчеркиваю: если эти страны решат вернуться на правильные позиции и будут бороться с терроризмом ради общего блага, тогда мы, естественно, примем это и будем сотрудничать с ними", - заявил Асад.
Пока во главе угла двойные стандарты, в Сирии льется кровь. Сегодня в пригороде Дамаска боевики открыли огонь по автобусу с врачами-онкологами: погибли двое, 20 ранены. Из минометов обстреляны жилые кварталы, есть пострадавшие среди мирных жителей. Сколько - неизвестно: счет пострадавшим на этой войне гражданским давно потерян.
В ответ правительственные войска ударили по базам боевиков, на острие атаки - Пальмира и нефтяные промыслы "Джезаль". Выступая на гостелевидении, глава МИД Сирии Валид Муаллем заявил, что его страна готова, если потребуется, обратиться к России за военной помощью. Комментируя эти слова, пресс-секретарь российского президента сказал журналистам: если такое обращение последует, оно будет обсуждаться в рамках двусторонних контактов.