ОБСЕ призывает президента Украины исключить журналистов из санкционного списка
Власти Украины согласились пересмотреть санкционный список, утверждённый Петром Порошенко. Речь, правда, идёт только о той части, где перечислены представители СМИ. Киев пошёл на уступки после критики, прозвучавшей из разных стран. Впрочем, журналисты - это лишь малая часть тех, кому украинские власти запретили въезд в страну. Санкции касаются и различных компаний.
Новость о том, что киевские власти вводят санкции для более чем двух десятков российских авиакомпаний, в том числе и таких крупнейших, как "Аэрофлот", "Трансаэро", S7, заставила пассажиров поволноваться — придется менять планы и искать другие возможности добраться до пункта назначения. Однако сегодня тревоги оказались напрасны. Если не считать небольших задержек по техническим причинам, рейсы между Москвой и Киевом отправляются по расписанию. У стоек регистрации пассажиры гадают, надолго ли.
Российские авиаперевозчики новые санкции пока не комментируют. Формулировка о запрете транзита ресурсов, полетов и перевозок настолько расплывчата, что оставляет широкий простор для воображения.
Что в действительности имели в виду авторы новых ограничительных мер, еще предстоит разобраться. Конечно, в Киеве не скрывают намерений максимально изолироваться от России, но там не могут не понимать, что ежедневно тысячи украинских граждан пересекают по воздуху границу двух стран, и как они отреагируют на подобный запрет – неизвестно. Возможно, речь идет только о транзитных полетах через территорию Украины в другие страны.
Однако де-факто большинство перевозчиков после прошлогодней катастрофы малайзийского "Боинга" и так предпочитают другие, пусть и более длинные, но более безопасные маршруты. На популярном онлайн-сервисе, который показывает карту полетов по всему миру, Украина и так давно уже превратилась в своеобразную черную дыру, куда без крайней необходимости предпочитают не залетать.
Помимо авиакомпаний, в новом санкционном списке банки, морские порты, благотворительные фонды, IT-компании и оборонные предприятия. Всего 104 организации. Что примечательно, с некоторыми из них киевские власти уже давно запретили работать, а у некоторых никогда и не было никаких экономических интересов на Украине. Так что после тщательного изучения списков многие эксперты откровенно признаются: прогнозировать какие-либо экономические последствия принятого в Киеве решения почти невозможно.
Так называемые новые ограничительные меры, скорее, вызывают лишь недоумение. Как, например, объяснить, что в санкционный список попали батальоны "Призрак", "Сомали", "Спарта" и другие, что противостоят украинским войскам в Донбассе? Получается, что таким образом в официальном документе за подписью президента Порошенко украинские власти предоставляют этим вооруженным формированиям юридические права. Но гораздо больше вопросов к списку из почти 400 фамилий - люди, которым запрещается въезд на Украину. Как минимум нелепым выглядит включение в него, к примеру, бывшего командира бригады "Призрак" Алексея Мозгового, погибшего в результате покушения еще в конце мая.
А как, например, предполагается задерживать корреспондента латвийской газеты "Вести сегодня" Эдуарда Эльдарова, если это всего лишь редакционный псевдоним, под которым пишет человек совсем с другим именем и фамилией. Над этим вопросом в Киеве явно не подумали, как, судя по всему, не подумали и включая в тот же список журналиста ВВС Стивена Розенберга, как угрожающего национальным интересам и территориальной целостности Украины. Возможно, вот за эти слова, сказанные им еще в самый разгар Евромайдана.
"Здесь, на востоке Украины, расположены крупнейшие промышленные предприятия. Некоторые из этих заводов настолько огромны, что напоминают города в городе. Россия для них - ключевой рынок. Именно поэтому люди здесь против разрыва экономических связей с Москвой", - сказал Стивен Розенберг
Не единожды ездил Стивен Розенберг и на юго-восток, где встречался с теми, кого в Киеве называют террористами и сепаратистами. Вот кадры его интервью с одним из лидеров Донецкой народной республики Денисом Пушилиным. Пользуясь свободным доступом, который предоставляли украинские власти европейским корреспондентам, работал и по другую сторону линии фронта. В одном из своих материалов показывает, как украинские женщины провожают своих мужчин на фронт нацистским приветствием.
В нынешних украинских реалиях подобные репортажи вполне могли расценить как идеологическую диверсию. Однако в лондонской штаб-квартире ВВС, несмотря даже на традиционно лояльное отношение к действиям киевских властей, на этот раз отреагировали жестко: "Это - позорное нападение на свободу СМИ. Эти санкции - абсолютно несоответствующие и необъяснимые меры против журналистов BBC, которые сообщают о ситуации на Украине беспристрастно и объективно, и мы призываем украинское правительство удалить наши имена из этого списка незамедлительно".
Пресс-секретарь Порошенко спустя несколько часов уже заявил, что свобода прессы для него — "абсолютная ценность", и украинский президент уже поручил изъять из списка фамилии журналистов ВВС. При этом ни слова о репортерах из Германии, Венгрии, Польши, Латвии, Израиля и, конечно же, России, которые оказались в том же списке. Им в свободе слова Киеве явно отказывают и получается, что это не такая уж абсолютная ценность. В Москве новые санкции назвали недружественным шагом.
В общей сложности в различных ограничительных списках Украины сегодня уже более полутора тысяч российских граждан. Не только журналистов, но бизнесменов, политиков, государственных деятелей. Будет ли Россия отвечать на нынешний киевский демарш, вопрос остается открытым. По крайней мере в Москве, прежде чем принимать какие-либо решения, обещали тщательно подумать и взвесить.