В столкновениях полиции и беженцев на границе Сербии и Венгрии пострадали около 300 человек
Свыше 300 раненых - это последние данные с венгерско-сербской границы, где произошли ожесточённые столкновения между беженцами и полицией. Среди пострадавших - много детей. Венгрию тут же стали упрекать в неоправданном применении силы. Но укреплять свои рубежи при этом решает всё больше европейских стран.
Сможет ли разрешить миграционный кризис Европарламент, который сегодня будет распределять между государствами ЕС квоты по приёму беженцев - большой вопрос. Впрочем, есть и ещё одна проблема - экстремизма. И проведенный журналистами эксперимент показал - угроза действительно реальная.
Они не плачут, а кричат от боли и страха. Венгерская полиция, не разбираясь, заливает толпу слезоточивым газом. Дальше - паника и давка. Что произошло у кордонов, пытаются рассказать журналистам даже те, кто едва знает пару слов по-английски.
У мужчин лица разбиты в кровь, на телах - кровоподтеки. Венгерские полицейские били дубинками, пока не упадешь. Таких пытались вытаскивать медики, но как тут помочь, если пострадавших больше трех сотен, каждый десятый из них - ребенок, а для спецназа врач не более, чем очередная цель.
"В нас, в нашу машину бросили четыре гранаты с газом, еще четыре упали рядом. Они целились в нас. Там были только мы и около 15 человек, которым мы пытались помочь", - рассказал сотрудник сербской "скорой помощи" Золтан Чех.
Досталось и сербским журналистам. Одну из съемочных групп венгерская полиция избила и сломала их аппаратуру. Белград уже направил в Будапешт ноту протеста. Объяснений ждут коллеги и от венгерской журналистки, которая, не то в погоне за эффектным видео, не то желая помочь своим, подставила подножку беженцу из Сирии с ребенком на руках.
Бросить камень или бутылку в неприступный кордон — жест отчаяния. Но полиция сдержала обещание: для горячих голов дело закончилось арестом, сейчас в тюрьме находятся до трех десятков беженцев.
Правозащитники из "Амнести интернешнл" уже требуют их освободить, на сербской стороне у них остались жены и дети. Но силовики заявляют — среди задержанных есть террорист группировки "Исламское государство". Доказательств не предъявлено.
О том, как легко теперь экстремистам попасть в Европу под видом беженца, рассказал журналист из Нидерландов. Ему понадобилось всего 750 евро и два дня, чтобы получить сирийский паспорт с фотографией премьер-министра. Его сербский коллега теперь не стесняется говорить — Европа недооценила масштаб проблемы.
"С самого начала этих событий Европа не была готова ко всем тем очевидным трудностям, с которыми можно было столкнуться. Нам нужно общее решение между ЕС и другими странами Европы. Иначе произойдет гуманитарная катастрофа", - заявил премьер Сербии Александр Вучич.
Все, что сейчас может сделать сама Сербия — это подпереть границу со своей стороны, туда уже направлены дополнительные силы. Беженцы знают об этом, и, опасаясь надолго застрять на нейтральной полосе между Сциллой и Харибдой, массово идут в Хорватию, чтобы уже оттуда попасть в богатые европейские страны. Их лидеры кажется, самоустранились от решения проблемы, переложив все на министров. Но еще недавно меры, которые старающийся быть толерантным Париж называл неприемлемыми и маргинальными, теперь предлагает глава правительства Мануэль Вальс.
"Мы уже восстанавливали весной временный контроль на границе, и мы не будем колебаться, если понадобиться сделать это снова в ближайшие дни или недели. Это позволяют правила Шенгена в тех случаях, когда обстоятельства требуют подобных действий", - заявил он.
Остров Лесбос — венгерская граница в миниатюре, здесь к подобному уже почти привыкли. Нескончаемый поток мигрантов. Едва одних успевают переправить на паромах на материк, следом тут же идет новая волна беженцев, которые сотнями прибывают на лодках из Турции. Там более двух миллионов бежавших от войн в Сирии, Ираке и Афганистане. На днях Анкара закрыла им путь в Грецию по суше. Теперь тысячи человек в лагерях беженцев устраивают акции протеста и планируют брать границу штурмом.