Сегодня — годовщина ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС
Поставки российского газа на Украину могут возобновиться 1 октября. Об этом заявил сегодня вечером глава "Газпрома" Алексей Миллер после встречи в Вене с руководителем украинского "Нафтогаза" Андреем Коболевым. Как ожидается, в ближайшие дни Киев обратится к "Газпрому" за скидкой, чтобы, как и раньше, не платить таможенную пошлину за топливо. Окончательное решение здесь за правительством России. Цену кубометра для Украины установят сопоставимую с той, которую платят соседние с ней страны Европейского союза, сказал Миллер.
Одновременно из Киева пришли новости, что президент Порошенко своим указом расширил санкционный перечень российских граждан и компаний. Первый канал, как стало известно, тоже в списке. Как отметила его пресс-служба, всё сделано в чёткой координации с партнёрами из Америки и Европы.
Годовщина ратификации соглашения об ассоциированном членстве Украины с Евросоюзом в Киеве прошла как-то незаметно. На первых полосах в местных газетах сегодня – совсем другие темы: ситуация в Донбассе, коррупция. О европейском пути, на который Украина встала год назад, в прессе ни слова.
За этот год в украинской столице появились флаги со звездами, вывески на английском языке, полицейские патрули. Но вовсе не внешних атрибутов Европы хотели те, кто вышел в ноябре 2013-го протестовать против приостановки подписания соглашения правительством Азарова. Документ предусматривает лишь возможность отмены безвизового режима, которую Украина так и не получила.
На рижском саммите в мае руководители Евросоюза отчетливо дали понять: открытые границы – только после реформ, в первую очередь антикоррупционных и экономических.
"Для того чтобы действительно победить коррупцию, нужны очень жесткие меры. В частности - жесткая чистка государственного аппарата, резкий подъем зарплат, жесткие правила и жесткие требования к этому аппарату. То есть, чтобы люди понимали, что если вы нарушите закон, вы действительно понесете наказание. Пока нет ощущения, что у украинских властей есть какие-то существенные успехи", - сказал политолог Павел Святенков.
О том, как обстоят дела в экономике, лучше всего говорят цифры. Коммунальные тарифы, по данным госстата, с начала года выросли более чем в два раза, лекарства подорожали на 30 процентов, примерно на столько - проезд в общественном транспорте. При этом гривна после Майдана обесценилась почти в пять раз, а вместе с ней – зарплаты и пенсии.
Пенсионерка Вера Николаевна не может понять, почему при нынешней власти, которую сейчас ругают, денег на коммуналку и продукты хватало, а после того как Украина решила идти в Европу, приходится затягивать пояса. Веру Николаевну, как и других украинцев, правительство продолжает уверять, что нужно еще чуть-чуть потерпеть - и станет лучше.
Только судя по тону публикаций в прессе в светлое европейское будущее на Украине уже не особо верят. "Инфляция превысила 50% в год. Как это отразилось на благосостоянии бюджетников – догадывайтесь сами. Только не спрашивайте пенсионеров, выплаты которым также стали облагать налогами и военным сбором. Официальная средняя зарплата упала до приблизительно 160 евро", - пишет издание.
Кроме того, аналитики задаются вопросом, за счет чего правительство собирается компенсировать убытки от потери российского рынка, если с 1 января вступит в силу экономическая часть Cоглашения о евроинтеграции.
"В самом Соглашении про ассоциацию записано, что зона свободной торговли начнет работать через 10 лет после вступления в силу экономической части. То есть, в лучшем случае с первого января 2026 года будет создана зона свободной торговли между Украиной и Евросоюзом", - говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
В этом году экспорт украинских товаров в Европу упал на треть. Евросоюз отменил некоторые пошлины, но одновременно ввел квоты на поставки из Украины. Пока украинскую экономику спасают европейские кредиты. При этом заемщики преследуют свои интересы. Польша, например, согласилась выделить 100 миллионов евро, но при условии, что они пойдут на финансирование польского же экспорта – модернизацию инфраструктуры, обустройство пограничных пунктов. Украине же сейчас нужны деньги на газ. Финансировать покупку топлива европейские партнеры не торопятся.
"Когда у сторонников этого Соглашения спрашивали - Украина очень много теряет, а что же она получит, они говорили — Украина получит европейские инвестиции", - напомнил президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
На деле же, по данным госстата, за последние полтора года из страны ушло 14 миллиардов гривен – это четверть всех иностранных инвестиций, привлеченных за 24 года независимости Украины.