Советский самолет, сбитый в Польше в 1945 году, станет экспонатом местного музея
В Польше поднимают обломки советского бомбардировщика, разбившегося в годы войны, предположительно, в январе 1945 года. Тогда там шла наступательная операция Красной Армии, в ходе которой освобождали страну от немецких войск.
Работы ведут местные поисковики, часть элементов уже переданы в музей, где готовятся открыть экспозицию, посвящённую подвигу лётчиков. Но прежде будут установлены их имена.
Метр за метром исследователи прочесывают обмельчавшую из-за засухи реку Бзуру около города Вышогруд. Под слоем ила и глины - обломки советского пикирующего бомбардировщика Пе-2.
"Люди знали об обломках этого самолета. Место крушения даже несколько раз исследовалось, но выкопать ничего не могли, поскольку уровень воды всегда был, по крайней мере, на два метра выше", - рассказывает житель города Камены Богаслоу Ксина.
"Мы выкапываем кабину пилота. К сожалению, пилот находится внутри. Мы пытаемся извлечь обломки очень аккуратно, чтобы не повредить", - поясняет член исторической ассоциации "Саква" Михал Анткзэк.
Уже удалось извлечь двигатель и центральную часть фюзеляжа, фрагменты шасси с колесом. Хорошо сохранилась радиостанция, парашют и пистолет ТТ с полным магазином. В очень хорошем состоянии - ремни пилотов, в том числе, один из них с компасом.
"Это определенно советский самолет. Все надписи сделаны кириллицей. Дата изготовления найденных патронов - 1943 год. Однако пилоты носили меховую обувь и были одеты в меховые пальто. Можно предположить, что самолет был сбит в январе 1945 года", - говорит директор Вышогрудского музея Вислы Здислав Лешчинский.
Во время Великой Отечественной войны Пе-2, чаще его называли просто "пешкой", был самым массовым отечественным бомбардировщиком. Его использовали в сражениях на всех фронтах, сухопутная и морская авиация Балтийского и Черноморского флотов применяла его также в качестве истребителя и разведчика. Быстрый и маневренный, в конце 60-х о нем даже снимут кино - "Хроника пикирующего бомбардировщика", режиссер Наум Бирман.
Еще в разработке руководитель конструкторского бюро Петляков пытался создать принципиально новый, совершенный во всех отношениях боевой самолет. В основе - электродистанционное управление механизацией крыла, створками радиатора, стойками шасси. По сути, для тех годов это была самая настоящая техническая революция в авиации.
Высокая точность бомбометания делала "пешку" эффективным оружием. Известно, что только за один день 16 июля 1943 года летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса (действовало 115 самолетов) на Центральном фронте уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 12 пулеметных и минометных точек, 7 складов горючего и боеприпасов.
Пе-2 сопровождал наступление советских войск вплоть до завершения войны на территории Восточной Европы. Тогда в Польше, сражаясь с немецкими захватчиками, погибли около шестисот тысяч советских солдат. Следы сражений находят до сих пор.
На данный момент в болотистой местности пока не удается извлечь крылья советского самолета. Также исследователи предлагают, что возможно удастся найти и третьего члена экипажа, сейчас обнаружены останки только двоих пилотов. Историки надеются установить личности летной команды и точную дату крушения. Фрагменты бомбардировщика уже переданы в Вышегрудский музей.