Действие российских антисанкций в полной мере ощутили на себе прибалтийские производили
Цены на молоко опустились ниже себестоимости: на внутреннем рынке - переизбыток, а заметной части внешнего - фермеры лишились. В результате в Литве, Латвии и Эстонии говорят о самом масштабном кризисе в молочной промышленности почти за четверть века. И, похоже, преодолевать его Прибалтике придётся своими силами.
Это 30 лет назад Латвия, Литва и Эстония могли обеспечить своей продукцией почти половину населения европейской части Советского Союза. Могли бы и сейчас. Но из-за ответных мер России на санкции Евросоюза, фермер Юрис Цирулис об этом теперь и не мечтает. Сегодня его главная забота — спасти своих коров.
"Каждый день - это день убытка. И когда фермер будет подсчитывать, уже через некоторое время появится это желание - избавиться от того, кто несёт тебе убыток", - признается Юрис Цирулис.
Но избавиться от стада не так просто. Лишившись российского рынка, балтийская молочная промышленность переживает самый масштабный кризис за последние 20 лет. Покупать скот по рыночной стоимости никто не торопится. Пускать под нож пока не поднимется рука.
"Ты можешь так жить месяц, два-три и думать, что потом будет легче. Но если легче не становится, надо начинать думать - может, и вправду ликвидировать хозяйство. Надо искать, кому продать стадо высокопроизводительных коров, у моих - генетика хорошая, удои - нормальные. Печально. Жаль, что так долго работал, делал всё, а теперь прихожу в хлев с ощущением безнадёжности", - говорит фермер Виестурс Лиепиньш.
Виестур Лиепиньш основал свою ферму под Ригой 24 года назад . Все это время работал не покладая рук, без выходных. Сейчас в его хозяйстве 110 коров. И вот итог: некогда прибыльное предприятие на грани банкротства.
"Нам, производителям молока, возвращать кредиты, платить работникам, а им - содержать семьи и кормить детей. Закупщики за литр молока сейчас готовы платить не больше 20 центов - это издевательство! В магазине литр воды в бутылке стоит дороже!"- возмущается фермер Виестурс Лиепиньш.
Цены на молоко с момента введения Россией ответных санкций, согласно данным латвийского сельскохозяйственного центра, за прошлый год упали больше чем на треть. Если в январе 2014-го фермеры продавали молоко по 34 евроцента, то сейчас - по 20 центов. А это — уже ниже себестоимости.
Ситуация усугубляется тем, что четыре месяца назад Евросоюз отменил квоты на производство молока, которые до этого действовали в странах ЕС 30 лет, не позволяя фермерам производить больше, чем положено по регламенту. Теперь, когда ограничений нет, на рынок хлынули дополнительные объёмы молока, и это ещё больше спровоцировало падение цен.
Совсем недавно из Латвии в Россию шло на экспорт около 40 процентов молока. Отыскать для этой продукции место на европейском рынке, после закрытия российского, оказалось невозможным. Тем более что многие страны, такие как Голландия, Германия, Финляндия, в последние время только увеличивали собственное производство. Попытки найти более экзотические места сбыта, например в Японии, куда попытались пробиться эстонские молочники, также успехом не увенчались. Цены рухнули.
"Если в предыдущие 20 лет молочная промышленность пыталась удержаться на плаву и развивалась не благодаря, а вопреки, то за последний год она была убита", - говорит депутат Европейского парламента от Латвии Андрей Мамыкин.
Невозможность торговать с Россией для балтийских производителей молока, как считают сами фермеры, - "прямая дорога к банкротству и ликвидации целой отрасли". Представители сотен хозяйств продолжают обращаться к правительствам своих стран и чиновникам ЕС с просьбами о помощи. Выделенные Еврокомиссией в прошлом году деньги - 28 миллионов евро - были поделены между Латвией, Литвой, Эстонией и Финляндией и, в конечном счете, оказались каплей в море, не покрыв даже месячных убытков.