Пётр Порошенко оказался в центре громкого скандала
Правда, не как президент, а как бизнесмен. Иск против владельца кондитерской империи "Рошен" подало британское архитектурное бюро. Компания не расплатилась с ним за выполненный заказ. Урегулировать спор двух хозяйствующих субъектов не удалось. Сам же конфликт в очередной раз поставил перед европейскими политиками вопрос о доверии украинскому лидеру.
Английский архитектор Филип Хадсон не ожидал, что ему придётся судиться с самим президентом Украины. Ещё в 2011 году, задолго до того, как Пётр Порошенко занял высший государственный пост, его шоколадная империя "Рошен" заказала у британца проект здания для фабрики в Виннице. Когда её построили, архитектору не доплатили большую сумму.
"Мы сделали свою работу - вот акт о завершении работ, а вы нам не заплатили, пожалуйста, заплатите. Мы выполнили нашу работу не просто хорошо, а на мой взгляд, блестяще", - сказал архитектор Филип Хадсон.
Мистер Хадсон и его коллеги нарисовали проект офиса, проходной и большой мойки для молочных автоцистерн. Когда британец спросил, почему ему не платят, один из сотрудников "Рошен", по данным газеты "Таймс", объяснил непонятливому архитектору, что компания Порошенко "верит в мафиозные способы управления". Из сюжета Общественное телевидение Украины следует, что этот сотрудник - совладелец "Рошена" и бизнес-партнёр президента Порошенко Вячеслав Москалевский.
"Я вот этого не помню, даже если я это и сказал, то мог сказать в шутку", - говорит совладелец корпорации "Рошен" Вячеслав Москалевский.
Хадсон этой "шутки" не понял. А по словам архитектора, директор его украинской компании из-за угроз и давления ушла с работы. Для этого, уверяет Хадсон, у неё были серьёзные основания.
"Мы получили письмо от нашего директора. Она объясняет, что решение уйти приняла из-за дела "Рошен" и не хотела начинать судебное разбирательство, так как сильно боялась. Ей позвонил один из наших общих знакомых и этот человек откровенно смеялся над нашим решением судиться с "Рошен" и Порошенко", - цитирует Хадсона "Таймс".
В настоящий момент Хадсон, а он работает на Украине почти 20 лет, воздерживается от контактов с журналистами. Пресс-служба компании "Рошен" заявила, что британец исказил истинное положение дел. Мол, его проект пришёл сырым и с опозданием, а потому заказчик имеет право расторгнуть договор. Хотя, по данным англоязычного издания "Киев Пост", задержка в работе над винницким проектом произошла по вине "Рошен." Так или иначе, но здания в конце концов построили по проектам англичанина.
Для корпоративных споров, где обычно фигурируют миллионы, сумма двух исков весьма скромная - всего 100 тысяч фунтов. Но для небольшого архитектурного бюро это приличные деньги. А для британского бизнеса, который присматривается к новым рынкам, это лакмусовая бумажка состояния украинского правосудия.
А оно, как отмечает "Таймс", пронизано коррупцией и реформы обошли его стороной. Для многих исход этого судебного дела очевиден.
"Можно даже и не думать и быть на сто процентов уверенным, что суд украинский не признает претензии к английской компании. Хотя с другой стороны, если бы английская компания выиграла суд в Лондоне, то опять же решение этого суда не обязательно для Украины", - считает экономист Всеволод Степанюк.
Некоторые британцы - речь идёт о менеджерах, работающих в украинских фирмах - и без газет знают о том, как делается бизнес в этой стране. Как правительство и администрация президента создают для бывших конкурентов Порошенко невыносимые условия. Хотя, почему бывших? Из бизнеса президент не уходил и, похоже, не собирается. Несмотря на частые обещания продать свои активы. К этому его обязывает и конституция.
"По продаже "Рошен": сразу после избрания президентом в течение трех месяцев было заключено соглашение о продаже со всемирно известным банком "Ротшильд". Я не открою вам тайну, что в условиях войны в страну никто не приходит, никто ничего не покупает, и продать ничего нельзя. Было четыре покупателя, но главное условие - остановите войну", - сказал Порошенко в декабре 2014 года.
В то время, как украинская экономика находится на грани дефолта, личное состояние президента растёт. Как пишет "Таймс", контролируемый Порошенко инвестиционный фонд имеет акции в 25 компаниях. С момента, как он пришёл к власти, эти компании получили прибыль, исчисляемую миллионами фунтов.
"Сначала он говорил, что конъюнктура рынка плохая, и никто не хочет у него покупать его бизнес. Теперь он же говорит, что он передал активы в управление международным структурам. Но факт остается фактом: он остается владельцем одного из крупнейших холдинга, он остается миллиардером", - отмечает директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.
Если Порошенко-бизнесмен не держит слово, то можно ли доверять Порошенко-президенту? Этот вопрос мучает и политиков, и крупный бизнес во многих европейских столицах. Ведь в последнее время некоторые решения украинского лидера у его западных партнёров вызывают раздражение. Они, конечно, уверены, что с ними не получится, как с британским архитектором. Но политика - это тот же бизнес, а правила игры в украинском бизнесе, похоже, никто не менял.