Власти Украины пообещали к осени упростить пребывание на Украине иностранных журналистов
В Киеве накануне обнародован "чёрный список" деятелей культуры из России, которые, по мнению украинских властей, угрожают национальной безопасности страны. В перечне 14 человек, от Иосифа Кобзона до Жерара Депардье. Минкульт обещает вписывать новые фамилии по мере их поступления из СБУ.
Одновременно - власти на этой неделе пообещали, возможно, к осени упростить пребывание на Украине иностранных журналистов, в том числе - как особо подчеркнули - и российских. Инициатор - Мининформполитики, то самое, из которого ранее в интернет утекла памятка о том, как пограничнику распознать репортёра из России - по грамотной речи и наличию в багаже телефона и почему-то еды в вакуумной упаковке. Было бы смешно, если бы не было известно, что журналистов из нашей страны давно лишили аккредитации при органах власти Украины. Журналистов задерживают, выдворяют, заносят в чёрные списки. Тем, у кого украинский паспорт, приходится уезжать, не по своей воле.
До восьми лет лишения свободы - именно такой срок предусматривает статья Уголовного кодекса Украины, по которой обвиняют Елену Бойко. В постановлении суда на обыск даже сказано, как именно она посягала на территориальную целостность страны - сотрудничала с российскими средствами массовой информации.
Это сотрудничество заключалось например, в том, что в интервью Первому каналу два месяца назад Елена рассказала историю своей дочери, погибшей после нескольких месяцев инъекций украинского инсулина. Ведь по украинскому же закону - импортный препарат больной диабетом девушке после совершеннолетия врачи не выписывали.
"На каждый индивидуальный организм каждое лекарство действует по-разному. У нас все это сводится к общему знаменателю, мы всем просто навязываем в приказном порядке украинские препараты, потому что это выгодно, это монополисты, это олигархи, это госзакупки. Получается так, что цена человеческой жизни у нас нулевая", - говорит Елена Бойко.
Украинские власти не простили Елене и георгиевскую ленточку на 9 мая, и участие во многих телепрограммах, где она просто говорила то, что думает, наивно полагая, что в демократической стране за это не преследуют.
В итоге журналиста обвинили в организации митинга во Львове, на котором Елена вместе с мужем якобы раздавали деньги неким сепаратистам. Хотя в тот день Елена и Дмитрий вообще были другом городе. Но на допросе в СБУ этот факт почему-то никого не заинтересовал. Лишь подтвердив догадки о том, за что на самом деле их преследуют на родине.
"Исключительно за то, что я в России рассказываю правду об Украине, потому что те участники ток-шоу программ, которые приходят и лгут то, что им пишут в темниках в Киеве – Карасев, Яхно - они работают по тексту. То есть вот такие украинские участники - им можно. А вот те украинские граждане, которые рассказывают правду, им нельзя. И за это их надо в тюрьму", - говорит Елена Бойко.
Дожидаться постановления об аресте, которое, по словам Елены, появилось в понедельник, она не стала - и вместе с мужем уехала в Россию. Пополнив ряды журналистов и политиков, которым на родине закрыли рот таким популярным способом, как возбуждение уголовного дела. Тех, кто остался, сотрудники СБУ предупредили - лучше придерживаться идеологически верной информационной политики. Предупреждения нередко подкрепляются угрозами боевиков так называемых добровольческих батальонов
"Даже то, что я сейчас занимаю позицию антимайдана, человека, не поддержавшего майдан, - мне постоянно приходят советы, запугивания и так далее. Я не могу публиковать свое мнение даже в открытых социальных сетях - в "Фейсбуке", "Контакте" и так далее, потому что завтра могут прийти люди в балаклавах, забрать и куда-то увести", - говорит журналист Андрей Шталь (Украина).
Тем, кто не внял голосу разума в пересказе украинской Службы Безопасности - уголовное дело практически гарантировано. И не нужно никаких сверхусилий. Например, известному блоггеру Руслану Коцабе хватило обращения к президенту этой зимой с просьбой не присылать повестку в армию.
"Если кто-то четко скажет: президент, Верховная рада, Кабинет министров заявил, что у нас идет война, будет четко названный враг, с этим врагом будут разорваны дипломатические отношения. Тогда нет проблем, я тогда иду воевать. А сейчас при тех условиях, когда идет дерибан - война Ахметова, Коломойского и тому подобных, я не хочу принимать участие и рисковать в этих бизнес-сделках собственной жизнью", - говорит Руслан Коцаба.
Руслан Коцаба теперь в СИЗО - по обвинению ни много, ни мало - в госизмене. Его коллега, одесский журналист Артем Бузила ждет приговора по столь популярной теперь статье о посягательстве на территориальную целостность Украины. Обвинение - результат нескольких публикаций. Иногда, впрочем, СБУ выбирает и более креативный подход. Как в случае с журналистами российского телеканала "Звезда". Съемочную группу задержали в июне прошлого года под Славянском. Звокооператора Антона Малышева на допросе заставили подписать бумагу о сотрудничесве с украинской службой безопасности.
"Стали наноситься удары по голове, в область почек, в район корпуса. После этого повторялись вопросы: кто на "Звезде" работает со спецслужбами. Я по-прежнему ничего не мог ответить. И они под угрозой физической расправы заставили меня написать расписку о том, что я обязуюсь сотрудничать со спецслужбами Украины", - рассказывает ассистент оператора телеканала "Звезда" Антон Малышев.
Антону присвоили оперативный псевдоним "Онегин" - вернувшись на родину он рассказал обо всем сотрудникам ФСБ. И вот спустя год на телеканале решили, что об этом случае стоит узнать всем.
"В течение всего этого конфликта, такого обращения с журналистами, как на Украине, я например, не помню во все своей журналистской практике. Мы прошли многие горячие точки, но такого я не помню, чтобы так с журналистами обращались, поэтому решили обнародовать это, чтобы все еще понимали, что эти методы – за гранью, за гранью понимания, за гранью порядочности, за гранью правил, законов", - говорит президент медиахолдинга "Красная звезда" Алексей Пиманов.
Но на Украине даже такой историей кого-то удивить трудно. Здесь, похоже, уже привыкли к тому, что журналистов избивают, высылают из страны или запрещают въезд, - буквально лишая права на профессию.
"Для этой власти очень важен контроль за картинкой, что показывают и говорят СМИ, каким образом они освещают конфликт в Донбассе, действия правительства, президента. И потому любой журналист, который постарается на это посмотреть по-другому, с другой оптикой, с другой точки зрения - априори оказывается врагом действующей власти", - говорит политолог Алексей Якубин (Украина).
Депортация или уголовное дело - это еще не самое худшее, что может ждать тех, кто объявлен врагом новой украинской власти. Убийство украинского журналиста и писателя Олеся Бузины - тому лишнее подтверждение. А явно неторопливое расследование этого преступления - еще одно напоминание о том, что нечто подобное может здесь случиться с каждым.