Комитет спасения Украины был представлен журналистам на этой неделе
Интерес политологов к новой организации объясняется прежде всего тем, что в её состав не позвали Виктора Януковича. От экс-президента открыто отмежевался его глава правительства Николай Азаров, потерявший пост в разгар Майдана, с которым тогдашняя власть надеялась как-то договориться.
Вместе с Азаровым на пресс-конференцию пришёл потенциальный новый лидер - по словам Владимира Олейника, Украине надо смириться с потерей Крыма и вплотную заняться миром для Донбасса. У Олейника есть некоторый опыт участия в президентских выборах ещё при Леониде Кучме. Досрочных выборов и главы государства, и парламента Комитет спасения требует в первую очередь. Официальный Киев отреагировал бурно.
Перелистывая распечатанные выдержки из украинских газет, Николай Азаров едва сдерживает усмешку. Больше десятка публикаций, все, как на подбор, в пренебрежительном тоне, но бывший премьер Украины все равно доволен.
"Реакция, в общем-то, украинских СМИ была абсолютно прогнозируемой, но то, какая буча поднялась, говорит о том, что, во-первых, они не обошлись без того, что проинформировали все-таки население Украины. То есть люди узнали, что киевскому режиму появилась альтернатива", - говорит Николай Азаров.
Примерно на такую реакцию политики и рассчитывали, когда созывали пресс-конференцию недавно созданного Комитета спасения Украины, чтобы объявить о своей главной цели – сменить власть в Киеве.
"Комитет национального спасения считает, что без смены политического руководства страны, без замены их на патриотов Украины в стране невозможно установить мир, согласие и обеспечить стране развитие. Обеспечить людям хотя бы минимальные социальные стандарты", - отмечает Николай Азаров.
Эти слова могут ознаменовать начало нового этапа в украинской политике. О своих амбициях заявили те немногочисленные представители прежней украинской власти, к которым в стране ещё готовы прислушаться.
"В настоящее время Азаров воспринимается, в принципе, позитивно большинством жителей Украины. Когда люди сравнивают ситуацию сейчас и ситуацию при Азарове, тогда, я думаю, для подавляющего большинства граждан Украины становится совершенно очевидно, что он справлялся со своей работой, он нормально ее выполнял, более чем достойно по сравнению с теми людьми, которые сейчас управляют страной", - говорит политолог Денис Денисов.
После госпереворота в Киеве и Николай Азаров, и другие люди, вошедшие теперь в Комитет спасения Украины, были вынуждены покинуть страну. Почти полтора года Азаров хранил молчание, лишь однажды выступив на публике с презентацией своей книги. И вот теперь он заявляет о намерении вернуться в большую политику.
"Я понимал, что нужно выбрать то время, когда большинство людей поймет, что курс этого режима ошибочен - поймет на своей собственной шкуре, грубо говоря. И нужно было, чтобы время, чтобы они убедились, что их в очередной раз обманули", - говорит Николай Азаров.
То, что с нынешними рулевыми Украина идет ко дну, вроде бы уже очевидно всем. Как и то, что для смены власти этого недостаточно.
О спасении Украины потому и приходится говорить в России, что в Киеве места для оппозиционных политиков не осталось. Все, кто представлял угрозу для правящего режима, либо в изгнании, либо брошены за решетку. Членов Комитета на родине ждет арест. Так что им еще придется решать, как добиться своих целей, и при этом не играть по навязанным правилам.
"Прежде всего, это классическое "когда низы не хотят жить по-старому". Вот не хотят и все. И уже верхи в этой ситуации не могут ими управлять никак. У нас такая на Украине ситуация была не один раз. В 1993 году Кравчук был вынужден пойти на досрочные президентские выборы. Досрочные выборы парламента у нас происходили не раз. То есть задача наша – прежде всего, подготовить людей к тому, чтобы они не оказывали никакой поддержки этому режиму, нигде, никаким образом. И тогда режим, куда он денется, он уйдет", - считает Николай Азаров.
В качестве альтернативы нынешнему режиму Комитет предлагает Украине нового лидера. Кандидатом в президенты на досрочных выборах должен стать бывший депутат Рады Владимир Олейник. А его козырь – это готовность решить краеугольную проблему сегодняшней Украины – добиться мира в Донбассе.
"Немедленно, первый указ - об отводе войск в постоянные места дислокации, в тот же день, и не на фуршет, а немедленно в Донецк и в Луганск, потому что там слезы и страдания, там дети в подвалах. Туда приехать, попросить прощения, встав на колени перед народом, потому что тяжелое преступление совершили против человечества, убивали своих соотечественников, и признать свою вину и предложить мирное урегулирование этой проблемы", - отмечает Владимир Олейник.
Немалая смелость нужна украинскому политику и для того, чтобы вот так говорить о проблеме Крыма:
"Крым мы потеряли. Из-за этой преступной власти, которая, совершив государственный переворот, разожгла межнациональную рознь и оттолкнула Крым и юго-восток Украины. "Кто не скачет, тот москаль" - это что, такая формула единения? Это призыв к единству? Зачем было отменять закон о языках? Какой посыл вы давали другой части Украины? Когда Крым увидел, что на пороге война, он ушел от Украины", - говорит Владимир Олейник.
Политологи еще спорят, не слишком ли поздно комитет спасения выступил со своими инициативами. Но в чем сходятся все, так это в том, что помешать бывшим министрам и депутатам может то же самое обстоятельство, которое поможет им завоевать популярность. На Украине помнят, как жилось при старой власти, даже рейтинг ее представителей вновь пошел вверх – у Юлии Тимошенко, прочно ассоциирующейся с прежними временами, он вырос вдвое, сравнявшись с цифрами поддержки действующего президента Порошенко. И все же помнить политиков из прошлого и быть готовыми дать им второй шанс – это не одно и то же.
"У людей терпение буквально на волоске, люди с удовольствием бы сменили эту власть, но спросите любого украинца, он вам ответит: а на кого же их сменить? То есть, конкурентное поле зачищено максимально. На сцене все одни и те же. Собственно, в этом мне кажется, главная проблема в том числе и Комитета спасения Украины, потому что современные политики не способны предложить людям какие-то принципиальные новые лица, которые могли бы хотя бы маленький огонек надежды разжечь в умах людей", - считает политический обозреватель Молчанов Юрий.
Вероятно, поэтому политики, претендующие на то, чтобы ассоциироваться в Киеве не с прошлым, а с будущим, с порога отметают любые предположения о сотрудничестве с бывшим президентом.
"По поводу Виктора Федоровича Януковича. Мне очень трудно отвечать на этот вопрос, потому что я с этим человеком проработал очень много лет. И он был разный Виктор Федорович Янукович, очень разный, - на одном периоде, там, в другом периоде и на заключительном этапе это были совершенно разные Януковичи, к большому сожалению", - говорит Николай Азаров.
Отношение к Януковичу – это, пожалуй, единственное, что сегодня объединяет киевскую власть и тех, кто ей противостоит.
"Этот человек виноват не меньше, а может быть, и больше в том, что произошло сегодня в Украине, чем нынешняя хунта, которая захватила власть в Киеве. И место его на одной скамье подсудимых вместе с Порошенко и со всеми теми, кто сегодня правит бал в Киеве", - считает бывший депутат Верховной Рады Игорь Марков.
Это убеждение может помочь оппозиционной структуре обрести новых союзников уже на самой Украине. Не зря в Киеве начали шептаться, что за Комитетом спасения страны могут стоять влиятельные силы, недовольные тем, какое будущее их ждет с нынешней властью.
"Этот Комитет может стать центром консолидации, гласной и негласной, тех, кому есть что терять. Поэтому за КСУ, насколько я понимаю, (это не озвучивается), стоит сложный причудливый конгломерат олигархов, не входящих напрямую в окружение Порошенко и ориентирующихся на Европу и в принципе посматривающих на Россию", - говорит политолог Лев Вершинин.
И возможно, именно этим объясняется гнев Петра Порошенко, с которым он отреагировал на новости о появлении политических соперников. Членам Комитета спасения об этом рассказали их союзники в Киеве.
"В истерике собрал совещание приближенных к нему людей, там орал, топал ногами - истерил. Разрывать на части – значит, физически уничтожить. Вот это, на мой взгляд, вообще показывает лицо сегодняшнего режима. Показывает, что испугались. Испугались начала своего конца", - говорит Николай Азаров.
В Комитете спасения, к слову, не стали скрывать – у них действительно есть сторонники на Украине. Правда, имена их пока решили не разглашать. Для оппозиционеров это может быть небезопасно. Во всяком случае, пока власть в Киеве остается прежней.