Поправки в Конституцию, предложенные Порошенко, суд в Киеве признал правильными
Конституционный суд Украины сегодня открыл дорогу для принятия поправок в главный закон страны. Там постановили, что пакет изменений, предложенных Порошенко, где нет ни слова об особом статусе Донбасса, на чем настаивают республики и о чем договорились стороны конфликта, Конституции не противоречит. Это означает, что уже в ближайшее время Верховная Рада сможет принять судьбоносные поправки и, как восторженно заявил Порошенко, "приблизить власть к народу".
Но сегодняшнее решение cуда еще раз подтверждает, что Киев идёт yt навстречу Минским договорённостям, а двигается совершено в противоположную сторону, считают в ДНР. И делают это специально, чтобы расшатать ситуаци. в преддверии нового заседания Контактной группы.
То ли украинские судьи спешили в отпуск, то ли поставленный перед ними вопрос и правда не стоил, как говорится, выеденного яйца, но экспертизу законопроекта по изменениям в Основной закон страны они провели ударными темпами: вместо отведенных полутора месяцев – всего две недели. И даже оглашая решение, судья был не по юридически лаконичен, как бы дополнительно подчеркивая: говорить здесь особо не о чем.
"Конституционный суд Украины пришел к выводу. Первое. Признать законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины по децентрализации власти соответствующим требованиям статей 157-й, 158-й Конституции Украины", - заявил судья Конституционного суда Украины Василий Брынцев.
Столь же немногословно, хотя, несомненно, более восторженно об этом решении высказался украинский президент. Назвал его судьбоносным и посвятил ему целых шесть строчек на своей страничке в "Фейсбуке": "Реформы приблизят реальную власть к людям, на расстояние вытянутой руки, сделают нашу страну сильной и крепкой".
Депутаты Верховной Рады оптимизм Порошенко явно не разделяют. Их возмутила и скорость принятия решения, и сами поправки по так называемой децентрализации. Негодование вызвало, прежде всего, создание института префектов, которым передается власть на местах. Причем, никаких выборов: решение о назначении и увольнении будет принимать лично президент.
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко уже объявил, что его фракция голосовать за законопроект не будет, а всех, кто это сделает, заранее объявил врагами Украины, заодно обвинив в предательстве и конституционных судей.
"Решение Конституционного суда в части децентрализации означает только узурпацию власти президентом Порошенко. Это не Конституционный суд! Это филиал, это придаток президентской администрации, который выполняет все, что им говорят из президентской администрации и что говорит Порошенко", - заявил Ляшко.
Чтобы закрепить президентский вариант децентрализации в Конституции, понадобится минимум триста голосов. Судя по всему, получить такую поддержку в Верховной Раде будет непросто. Ведь даже для того чтобы отправить текст на экспертизу конституционным судьям, с трудом удалось набрать 288 голосов. Депутаты тогда чуть не передрались и только под строгим взглядом помощника госсекретаря США Виктории Нуланд, которая специально прилетела в Киев на голосование, Верховная Рада все же утвердила запрос. Не исключено, американскому Госдепу придется еще раз присылать своего представителя в украинскую столицу в конце августа.
Впрочем, все это больше напоминает бурю в стакане воды. Соответствует Конституции Украины или нет, получивший одобрение законопроект – это, безусловно, важно. Но гораздо важнее, какое отношение имеет предложенный текст поправок к минским соглашениям. А ведь именно февральские договоренности запустили конституционную реформу. Помимо децентрализации, в Основном законе Украины должен быть закреплен и особый статус для отдельных районов Донбасса. Однако у киевских властей, как обычно, свое представление об исполнении обязательств, которые они на себя взяли. По особому статусу вносить изменения в Конституцию они не желают. Вместо этого разработали лишь переходное положение, сроком на три года, в котором есть ссылки на закон об особом статусе. Закон был принят еще прошлой осенью и до сих пор так и не заработал.
"Закон не действует, хотя этот закон лежал в основе минских соглашений, подписанных еще в сентябре. Тоже касается и так называемого закона об амнистии, который, по сути, звучит следующим образом: "о не допущении преследования лиц в связи с событиями на юго-востоке Украины". Этот закон так и не получил право на жизнь. Он был проголосован, но стены Верховной Рады не покинул, президентом Украины подписан не был", - говорит заместитель председателя народного совета Луганской народной республики Владислав Дейнего.
В Донецкой и Луганской народных республиках внимательно и с недоумением следят за происходящим в Киеве. В февральских договоренностях однозначно записано: выполнение любого пункта минских соглашений должно обязательно обсуждаться всеми участниками мирного процесса. Лишь совместное компромиссное решение будет иметь юридическую силу. Но за внутренними политическими дрязгами в Киеве, кажется, просто уже забыли, для чего они все это делают. Не говоря уже о содержании.
"И ДНР, и ЛНР предложили свои изменения в Конституцию Украины и свое видение. Но данный документ не был даже рассмотрен ни на переговорных группах, ни в парламенте, ни другими украинскими ведомствами, что в очередной раз свидетельствует о том, что киевская власть просто не готова сейчас вести конструктивный диалог и идти на компромисс", - говорит директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.
Свою точку зрения на происходящее представители самопровозглашенных республик наверняка попытаются донести на очередном заседании Контактной группы в Минске. Ведь до голосования по изменениям в законы Украины назначено на конец августа. Время еще есть. Вот только станут ли в Киеве слушать?