Контактная группа по Украине согласовала документ об отводе вооружений калибром менее 100 мм
На этой неделе главы стран так называемой "нормандской четвёрки" во второй раз в этом месяце и в третий раз с конца апреля обсудили ход урегулирования на юго-востоке Украины. Россия настаивает на важности прямого диалога между Киевом и представителями Донецка и Луганска не только в политических вопросах - об особом статусе Донбасса или о местных выборах.
За два дня до этого телефонного разговора Контактная группа согласовала в Минске документ об отводе всеми сторонами вооружений калибром менее ста миллиметров на расстояние как минимум три километра от линии соприкосновения. Самопровозглашённые республики в одностороннем порядке взяли на себя такое обязательство, не дожидаясь минской встречи, а в день переговоров объявили уже, что всё выполнено под наблюдением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Киев, вместе с тем, приказа об отводе пока так и не отдал - для этой тактики с его стороны применительно ко всем минским договорённостям политологи используют слово "имитация".
Маневр по всем правилам воинского искусства. Быстро и внезапно. Украинским военным лишь оставалось наблюдать в бинокли, как десятки танков и бронетранспортеров армий народных республик уходят к себе в тыл. Короткий марш-бросок, всего на три километра, но с новых позиций уже невозможно вести прицельный огонь по противнику из вооружения калибром меньше ста миллиметров.
"Многие считают, что наш отвод – это проявление какой-то слабости. На самом деле это говорит об обратном. Наша позиция состоит в том, чтобы поддерживать минские договоренности, а не делать вид, что мы их выполняем", - заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий.
Как реагировать на сенсационное решение ополченцев об отводе тяжелой техники, в Киеве сообразили не сразу. Средства массовой информации на всякий случай молчали, чтобы не объяснять: как так вышло, что те, кого они привыкли называть бандитами и террористами, оказывается, делают все для прекращения войны. В украинском Генштабе заподозрили военную хитрость. В чем она заключается, правда, так и не придумали, но предупредили: к провокациям готовы. А секретарь Совета безопасности Украины Турчинов даже начал угрожать для верности всем сразу.
Впрочем, вскоре стало очевидно: искать подвохи бессмысленно, их просто нет. В народных республиках всего лишь устали от бесплодных переговоров, которые продолжались последние три месяца. Представители Киева все это время вносили новые замечания и предложения по условиям отвода войск. Споры, казалось, будут продолжаться бесконечно, и ополченцы решили поставить в них точку. Как раз накануне очередной встречи Контактной группы в Минске. По такому случаю на переговоры приехал глава ОБСЕ и объявил, что считает первый шаг по отводу вооружений хорошим знаком.
"По опыту я знаю, что успех дают не большие шаги, которые трудно сделать, а ежедневные небольшие шаги, которые и приводят к решению проблем и урегулированию кризисов", - сказал Ивица Дачич.
Киевские власти, которые обычно чутко реагируют на любые заявления европейских партнеров, не заметить похвалу в адрес ополченцев уже не смогли. Уж очень странная ситуация сложилась. Пока украинские политики твердили о собственном миролюбии, в народных республиках начали действовать. И продолжать делать вид, что ничего не произошло, уже не получалось.
"Понятно, что киевские власти не планировали реально отводить войска, либо снижать интенсивность обстрела мирных городов. И для них односторонний отвод войск со стороны ополченцев был неприятным сюрпризом, потому что, по-хорошему, они должны были сделать то же самое. Этого не случилось, и это выставило киевские власти в очень неприглядном свете перед европейскими и даже американскими партнерами", - говорит генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин.
В итоге Киеву не осталось иного выхода, кроме как согласиться с инициативой ополченцев. При этом Порошенко договорился даже до того, что заявил: это только благодаря усилиям с украинской стороны и начался отвод вооружений. Ничего особенного, скромничал президент, пытаясь принизить значимость случившегося. Мол, три километра - не те масштабы. То ли еще будет!
"Я поручил нашим представителям в трехсторонней Контактной группе немедленно подписать с ОБСЕ и с российской стороной, которая является участником трехсторонней Контактной группы, соглашение, которое бы гарантировало создание 30-километровой буферной зоны вдоль линии столкновения, отвести артиллерию, которая осталась, отвести танки, отвести минометы, сделав невозможным постоянные обстрелы", - заявил президент Украины.
Порошенко, безусловно, не может не понимать: создание такой широкой зоны безопасности – дело долгое. Прежде всего, придется решать, кто и как будет следить за передвижениями войск на столь огромной территории. Отвести же вооружения хотя бы на три километра – чего уж проще. Но почему-то после громкого заявления украинский президент сам так и не подписал соглашение об отводе вооружений калибром до ста миллиметров. Обошелся лишь неясным обещанием сделать это до третьего августа. Его армия осталась на прежних позициях, и мирные жители Донбасса всё так же на прицеле украинских танков, орудий и минометов.
"Мне кажется, что в Киеве до сих пор еще многие думают, что минские соглашения – это просто временный способ перемирия для набора определенных сил, а потом что-то будем дальше другое делать. То есть, нет серьезного отношения к именно имплементации и воплощению минских соглашений", - говорит политолог Алексей Якубин.
Большого секрета об отношении к февральским договоренностям официальный Киев, впрочем, и не делает. Чего только стоит мнение представителя украинского президента в Контактной группе Владимира Горбулина. Человек, который, казалось бы, обязан приложить все силы для выполнения минских соглашений, объяснил, что на самом деле считает их вредными: "Пострадавшие в результате конфликта районы, так называемые ДНР и ЛНР, остаются в составе Украины, возможно, на условиях предоставления им особых властных полномочий. Экономические связи между этими территориями и остальной Украиной должны быть восстановлены, а значит Украина должна будет принять на себя экономическое бремя восстановления разрушенных районов Донбасса. В целом, реализация этого сценария будет соответствовать интересам как России, так и ЕС, но не Украины, особенно в долгосрочной перспективе".
А ведь украинские власти подписались под обязательством восстановить социально-экономические связи с юго-востоком. Однако вместо того, чтобы возобновить работу банков, начать выплачивать пенсии и пособия, Киев только усиливает блокаду.
"Сейчас абсолютно запрещен провоз продуктов питания, провоз даже на автобусах жителей. Периодически открываются вообще пропускные пункты только для пешеходов. Абсолютная блокада. Абсолютная невозможность ведения экономических связей", - говорит заместитель председателя Народного совета ДНР Денис Пушилин.
За прошедшие почти полгода украинские власти, кажется, сделали все, чтобы только имитировать выполнение минских соглашений, но не выполнять их в действительности. Обстрелы городов Донбасса продолжаются, амнистия для участников вооруженного конфликта не объявлена, от обмена пленными по принципу "всех на всех" отказались.
Неделю назад Порошенко, как бы ненароком позабыв о первых десяти пунктах минских соглашений, рапортовал во всеуслышание о выполнении 11-го, в котором сказано о конституционной реформе по децентрализации и предоставлению особого статуса для отдельных районов Донбасса. Говоря о прорыве, украинский президент обошел стороной тот факт, что решение он принял под жестким нажимом Америки. Даже в Соединенных Штатах, похоже, посчитали неприличным то, как откровенно саботируют выполнение Минских соглашений в Киеве. Помощник госсекретаря Виктория Нуланд была вынуждена лично контролировать, как голосует Верховная Рада.
"Это обязательство украинской стороны - принять изменения в Конституцию. Мы идем с опережением графика. 11-й пункт де-факто выполнен. Мы запустили конституционный процесс. Закон об особом статусе принят и особенности местного самоуправления приняты, там четко выписаны позиции, и Украина выполнила свои обязательства", - сказал президент Украины.
К этому моменту Виктория Нуланд уже уехала с Украины. Зато представители радикальных политических сил остались и тут же объяснили президенту, где он ошибся. Порошенко пришлось срочно, уже буквально через несколько часов после первого заявления, объяснять, что на самом деле он имел в виду совсем не то, что сказал.
"В проекте изменений в Конституцию нет и не может быть никакого особого статуса для тех районов. Нет ни слова про особый статус для Донбасса", - заявил Петр Порошенко.
"Действия Порошенко можно назвать извращенным вариантом челночной дипломатии. Он одним говорит одно, другим — другое, а вынужден делать третье. По-хорошему, в мирное время политики, которые ведут себя подобным образом, очень быстро должны уходить в отставку", - сказал генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин.
В минских соглашениях четко указано: новая конституция к концу 2015-го года, постоянное законодательство об особом статусе, причем только по согласованию с представителями Донецкой и Луганской республик. Но в Верховной Раде ничего ни с кем обсуждать не стали и опять попытались вывернуться. Вместо изменений в основном законе придумали так называемое временное положение. В нем ни слова об особом статусе, только об особых правах сроком на три года. Что потом – вопрос. Пустышкой оказалась и реформа по децентрализации.
Между публичными заявлениями Порошенко о передаче части полномочий регионам и реальным текстом поправок очень быстро обнаружилась нестыковка.
"Называются эти изменения цинично издевательски – "О децентрализации власти". А самая первая статья 118 гласит: "Исполнительную власть в районах и областях осуществляют префекты. Префекта назначает и увольняет президент Украины". Вам ясно, уважаемые читатели, и это есть децентрализация?" - пишет Н. Азаров "Фейсбуке".
"Это имитация исполнения минских соглашений для того, чтобы был повод сказать, что мы, Киев, Украина, выполнили свою часть соглашения. Теперь во всем виноваты они, Луганск и Донецк", - говорит заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько.
Лукавит Порошенко и когда заявляет о том, что закон об особом порядке управления в некоторых районах Луганской и Донецкой областей принят. Ведь он должен помнить, что сам отложил вступление в силу этого закона до проведения местных выборов. Это, кстати, еще один обязательный пункт минских соглашений. Выборы назначили на 25-е октября на всей территории Украины, кроме Юго-востока. Какие там будут результаты голосования, кажется, в Киеве хорошо представляют. В самопровозглашенных республиках в итоге были вынуждены самостоятельно назначить дату местных выборов, чтобы не допустить нарушения минских соглашений. Другого пути к миру в Донбассе, в отличие от Киева, не видят.