Кто в ответе за тех, кого вооружили?
На западе Украины сейчас самые крупные в нынешнем году манёвры с иностранным участием - почти две тысячи военнослужащих из 18 стран. Пентагон пообещал осенью прислать 350 американских инструкторов в дополнение к тем, которые уже тренируют силовиков на полигоне во Львовской области. Граничащий сразу с несколькими государствами Евросоюза, украинский запад в последние дни стал для киевской власти источником головной боли не меньшей, чем самопровозглашённые республики. Из Донбасса по стране расползается оружие, которое применяют по малейшему поводу, хотя президент Порошенко и напоминает - только у государства есть право на выстрел.
На Украине, у границы с Евросоюзом снова стреляли. Конфликт разгорелся на этот раз на Волыни - из-за полей с голубикой, на которые претендуют сразу два предпринимателя. Один из них решил устроить рейдерский захват лесных плантаций с ягодой и привез с собой вооруженных боевиков. Второй - выставил в лесополосе охранников. Завязалась потасовка. В прессе эти события называют вторым Мукачево. Теперь Украина живет по законам силы: вместо правоохранительных органов проблемы решают радикалы с оружием.
"Государства как института, обеспечивающего права и обязанности граждан, на Украине на сегодняшний день не существует. Кто сильнее, тот и прав. Каждый стремится занять свое место. При этом формальных регалий может быть сколько угодно. Ты можешь быть и депутатом, и бандитом одновременно", - говорит политолог Дмитрий Куликов.
Последние события в Закарпатье – яркий тому пример. Депутат Верховной Рады и советник главнокомандующего Вооруженными силами Украины, Дмитрий Ярош одновременно – лидер радикальной группировки, члены которой среди бела дня устроили бойню в лучших традициях голливудских боевиков в небольшом закарпатском городе Мукачево. После того как на преступников завели уголовное дело по статье "Терроризм", Ярош назвал президента предателем, а позже, во время так называемого вече на Майдане, заявил, что в стране начинается контрреволюция. Запрещенный в России "Правый сектор" теперь требует отменить Минские договоренности и собирается проводить референдум о недоверии президенту и правительству.
"Мы предвидели, что на крови наших героев, которые вот тут бились, придут к власти снова шаромыжники, которые будут торговать нашей Украиной. Не фамилии должны меняться – должна быть перетасована вся политическая колода. Должна быть смещена система внутренней оккупации. Другого выбора у нас нет", - заявил Ярош.
Внутренние оккупанты и предатели - так теперь боевики называют представителей власти, которые их же вооружили. А теперь, похоже, не знают, как бороться с радикалами. Конфликт в Мукачеве вылился в скандал на всю страну. И после заявления президента Порошенко о том, что все так называемые добровольческие батальоны должны быть разоружены, по большому счету не последовало никаких действий.
Уже две недели с боевиками, убившими двух человек и ранившими 14, пытаются вести переговоры. Михаил Тяско, представитель малой народности русинов, говорит, что боевики в Закарпатье уже давно чувствуют себя безнаказанно и занимаются бандитизмом. В 91-м году русины проголосовали за автономию и уже потребовали признать результаты того референдума. Многие опасаются за свою безопасность. Дом родственников Михаила радикалы обстреливали несколько раз.
"Ярош делал, как по-нашему, по-народному сказать, крышу власти. А он на них имеет непосредственно какой-то компромат, потому что, если бы это было не так, они бы его первого убрали, хотя бы с этого поста. Бандиты бы сидели на тех местах, на которых они должны сидеть. Так что, я думаю, что Ярош просто знает обо всем, что происходило, и они никуда его не денут просто так", - сказал заместитель председателя Всемирного Совета подкарпатских русинов Михаил Тяско.
Бороться с боевиками президент Порошенко решил силами нового губернатора Геннадия Москаля, перебросив его из Луганской области в Закарпатскую.
"Москаль – это из того же ряда назначений, что Саакашвили в Одессе. В принципе одинаково. В Одессе Порошенко и группа его старается взять всю контрабанду на себя, товарные потоки, рынки. То же самое Москаль теперь должен сделать в Закарпатской области", - говорит политолог Олег Соскин.
Журналисты из Киева к главе Закарпатской области ездят не часто, зато часто вспоминают стиль его общения.
Теперь Москаль собирается мобилизовать всех закарпатских контрабандистов – их он насчитал две с половиной тысячи, а заодно и боевиков "Правого сектора". Президентский назначенец называет радикалов преступниками и заявляет, что по многим из них плачет тюрьма: "Фактически это был рэкет, банальное зарабатывание денег. И хуже всего то, что все делалось под прикрытием патриотических лозунгов. Преступники называли себя защитниками Украины, хотя пришли с оружием "зарабатывать" деньги за полторы тысячи километров от передовой, где никогда не велись боевые действия".
По словам Москаля, закарпатские боевики похищали и пытали людей, вымогали деньги у предпринимателей, устраивали рейдерские захваты, используя автоматы, пулеметы и гранатометы. Оружие хранили в офисе, который им сдавал в аренду первый заместитель прокурора области.
Вообще в Закарпатье радикалы и правоохранительные органы имеют в прямом смысле слова тесные связи. Украинские журналисты выяснили: один из руководителей боевиков, Роман Стойка – сын высокопоставленного сотрудника СБУ Закарпатской области Василя Стойки. А до недавнего времени исполняющий обязанности начальника СБУ Владимир Гелетей – брат бывшего министра обороны Валерия Гелетея и сват народного депутата Виктора Балоги, который, как утверждают украинские СМИ, контролирует основные каналы контрабанды сигарет в регионе.
На пресс-конференции Балога, который в 90-х руководил Закарпатской областью, заявил, что конфликт в Мукачеве спровоцировали киевские силовики по приказу министра Авакова.
"Сценарий был такой: руками "Правого сектора" уничтожить тех, кто занимается контрабандой на Закарпатье, освободить этот рынок под себя. Потом руками правоохранителей уничтожить "Правый сектор", дискредитировать все добровольческое движение в глазах общественности, а в финале объявить на Закарпатье антитеррористическую операцию и уничтожить политическую конкуренцию. Этот план, скорее всего, был срежиссирован силовым блоком не Закарпатья, а Киева", - заявил он.
Глава МВД Аваков на эти обвинения пока ничего не ответил.
Между тем, и чиновники, и депутаты, и политологи в Киеве признают, что причиной конфликта в Закарпатье стала банальная борьба за контрабандные потоки. Годовой доход от которых, по подсчетам украинского Института социальных исследований, составляет около 18 миллиардов долларов. Этой суммы хватило бы, например, чтобы погасить половину внешнего госдолга Украины.
"Там фантастические способы контрабанды: подводные, на дельтапланах, на дронах. Везут в трусах - так сказать, это самый низкий уровень, потом везут в полостях автомобиля - это, так сказать, следующий уровень. Потом, например, меня потрясло - выбирают внутренность дерева, огромного бревна и туда закладываются мешочки с пачками сигарет. То есть, машина с деревом, а внутри дерева пачки сигарет. Это фантастика! член Всемирного Совета подкарпатских русинов Александр Гегальчий
Изобретательные украинские контрабандисты долгое время в прямом смысле слова объезжали таможню под землей. Из украинского Ужгорода в небольшой словацкий город Нижний Немецк по новейшим технологиям построили почти километровый туннель. И возили по нему вагонеткой в Евросоюз сигареты, алкоголь и золото почти 10 лет. Туннель обнаружили еще в 2012 году, но только сейчас у правоохранительных органов возникли вопросы: кому в голову пришла идея переправлять контрафакт под землей. Выяснилось, что по делу о туннеле осудили трех человек, все получили условные сроки. Спустя три года в правоохранительных органах спохватились.
"Они, что, втроем, как граф Монте Кристо, десять лет копали 700-метровый туннель, сварили рельсы, проложили электропроводку, сами грузили вагонетки и так далее? Ведь каждый, кто строил данный тоннель, четко осознавал, что он является нарушителем государственной границы Украины, то есть каждый строитель, сварщик, электрик - это член организованной преступной группы, умышлено нарушавший закон. Кто был заказчиком и выгодополучателем от работы туннеля по обе стороны границы?" - задается вопросом Антон Геращенко.
"Вообще этот регион живет жизнью, отдельной от жизни государства Украина. Там все разделено между двумя-четырьмя семьями, притом 20-30 лет. Кто будет переправлять сигареты, кто будет заниматься лесом, кто будет под речкой переправлять наркотики, где они будут производиться — там все расписано, разложено", - заявил генеральный прокурор Украины в 2007 году Святослав Пискун.
В прессе уже шутят, что закарпатская таможня давно превратилась в зону свободной торговли. После событий в Мукачеве премьер-министр Яценюк уволил все руководство областной таможни и объявил о намерении передать ее в управление британцам.
Вот как отреагировали на эту идею украинцы: "В аренду можно было бы сдать даже пост премьер-министра, а то и президента! Ведь если правительство не доверяет украинцам управление активами собственной страны, то украинцы вряд ли доверяют правительству в управлении государственными процессами".
События в Закарпатье не оставили без внимания и в западной прессе. Журналисты пишут, что вооруженные властью ультраправые националисты стали угрозой для самого украинского государства, причем так называемые добровольческие батальоны британская "Таймс" назвала фашисткими. Забеспокоились и американские партнеры Украины. Посол США в Киеве Джеффри Пайетт лично поехал в Закарпатье, где объявил, что Соединенные Штаты поддерживают украинского президента: боевики должны сложить оружие.
"По факту Украина, начиная с Майдана, является государством под внешним управлением, прежде всего под внешним управлением Соединенных Штатов. Поэтому совершенно логично, что посол Соединенных Штатов на Украине решает те конфликты, которые, безусловно, должен решать президент Украины и Министерство внутренних дел", - сказал политолог Станислав Бышок.
Впрочем, чему удивляться! Губернатор Одесской области Саакашвили после встречи с Пайетом открыто заявил, что деньги на зарплату ему и работникам Одесской областной администрации будет перечислять Госдеп.
"Это еще раз демонстрирует, что Украина скатилась на уровень Латинской Америки 19 или начала 20-го века, когда американские консулы или послы просто устанавливали правительство по своему усмотрению. И это именно то, что достигло так называемая независимая свободная Украина в настоящий момент", - говорит политолог Владимир Джаралла.
В "Правом секторе" призывы США сложить оружие, судя по всему, не воспринимают всерьез. Ярош заявил, что будет переименовывать свое движение из политического в национально-освободительное. Порошенко продолжает обещать, что не допустит на Украине произвола вооруженных лиц. Правда, последние события говорят о том, что власть их уже просто не контролирует.
Беспомощность президента сказывается и на его рейтинге. Согласно последним данным опросов общественного мнения, сейчас за него бы проголосовали почти в два раза меньше украинцев, чем в мае 2014-го. При этом, напротив, почти в два раза вырос рейтинг главы "Батькивщины" Юлии Тимошенко. По данным исследования, если бы условные выборы состоялись в июле, она бы получила почти столько же голосов, сколько Порошенко.
"Новые политические фигуры не появляются, они не могут появиться. Есть эти банды, их представленность во власти разных типов, но никакой политики нет и новых политических фигур нет. Поэтому ностальгия о прошлой, не такой уж плохой, жизни, которая была чуть, а может, и намного лучше, чем та, что сегодня, связывается именно с этой фигурой. Просто других фигур нет. Вот и все", - отмечает политолог Дмитрий Куликов.
Есть и еще одна заметная тенденция – уровень поддержки радикалов, которые вступили в открытый конфликт с властью, значительно вырос. По итогам октябрьских парламентских выборов, "Правый сектор" не набрал и двух процентов голосов, а теперь бы за него проголосовали больше пяти процентов избирателей.