На Украине скандалы на политическом поле
Сегодня Коммунистическую партию, полного запрета которой киевские власти не могут добиться по суду, отстранили от участия в местных выборах. И нарастает градус в Чернигове перед воскресными довыборами в Раду. Кто-то из десятков кандидатов предпочитает в прямом смысле драться за голоса, кто-то - прикармливать избирателя.
Битва за еду. Черниговские пенсионеры против украинской милиции, пытающейся пресечь незаконную акцию по раздаче продуктовых наборов. Незаконной — потому что в рамках предвыборной кампании подкармливать избирателей запрещено. Но что такое закон, когда есть хочется?! И толпа буквально отшвыривает милиционеров от заветного грузовика с провиантом.
Началось с того, что несколько дней назад в Чернигове пропала гречка. Аккурат накануне довыборов в Верховную Раду, намеченных на воскресенье. И тут появился он, кандидат в депутаты Геннадий Корбан, доверенное лицо олигарха Коломойского. Каждому, у кого есть черниговская прописка, — бесплатный набор продуктов с той самой гречкой. Люди пошли сотнями.
Организатора в нарушении закона о выборах. Корбан без тени смущения парирует: это, оказывается, не предвыборная кампания, а благотворительная акция. Просто, видимо, так совпало.
"Этим занимается благотворительная организация абсолютно на законных основаниях. Более того, я считаю — люди должны есть! Не только наш президент и премьер должны есть, но и люди должны есть!" - заявил кандидат в депутаты Верховной Рады Геннадий Корбан.
Но оппонентов Корбана не переубедить — по их мнению, тот просто покупает избирателей за гречку. Это вообще невероятно грязная, даже по меркам нынешней политической ситуации на Украине, выборная кампания. Схватка жесткая: 91 человек на место, освободившееся после того, как депутат от 205-го Черниговского округа ушел на повышение — в руководители обладминистрации. В борьбе за галочку в метровом бюллетене все средства хороши. В эксцессах уже засветились одесский губернатор Саакашвили - в роли скандалиста, бывший командир батальона "Азов" Мосийчук — в роли дебошира, и телеведущий Дурнев, один из кандидатов на этих выборах — в роли жертвы побоев.
Подоспел и украинский Минюст, окончательно выбивший из предвыборной гонки, причем любой, Коммунистическую партию Украины. По решению министерства, после принятия Радой закона о декоммунизации, КПУ больше не может быть субъектом избирательного процесса и вообще политики.
"Непонятно, каким документом Министерство юстиции пыталось запретить участие Компартии в выборах. При этом Компартия не запрещена, она действует в соответствии с законами Украины. Еще раз хочу подчеркнуть: мы, коммунисты, будем принимать самое активное участие в выборах в местные советы", - заявил лидер КПУ Петр Симоненко.
Политологи понимают боевой настрой лидера Компартии, но все же считают: реальных шансов обойти решение украинского Минюста у него нет.
"Можно быть в подполье, в партизанах. Можно на выборы идти, но не дойти. В том, что власть убирает коммунистов из политического процесса, ничего удивительного нет. Смешно уничтожать коммунистическую символику и при этом пускать коммунистов на выборы", - сказал политолог Ростислав Ищенко.
Но даже вся эта электоральная трагикомедия - как говорится, еще цветочки. За ягодки, а именно за богатые плантации голубики, одни из крупнейших в Европе, на Волыни развернулась настоящая криминальная война. Одни хотят заполучить собственность, другие — не хотят ее отдавать. Обе стороны нанимают боевиков. Побеждают те, кто догадался прихватить с собой огнестрелы.
Поразительна роль милиции в этой схватке: вроде бы вооруженные автоматами стражи закона просто смотрят, как молодчики с закрытыми лицами палят во все стороны. Те в итоге так и не пустили на плантации никого, даже представителей власти.
А под Винницей такие же бои идут за каменный карьер — на территорию предприятия ворвались два десятка автоматчиков, ранили нескольких человек и скрылись, оставив, впрочем, в плену двух своих — охране удалось их задержать. Местные жители в ужасе ждут передела собственности и по старинке призывают власть защитить их. Впрочем, доверия к правоохранителям нет ни у простых обывателей, ни у майданных активистов. Последние, например, вот так выразили отношение к Генпрокуратуре Украины. Горящие шапки на головах прокурора и двух его замов — образ, понятный без дополнительных разъяснений.