Российские и американские летчики повторят исторический перелет из Аляски в Сибирь
В США на аэродроме Грейт-Фолс готовятся к вылету самолеты времён Второй Мировой войны. Из Монтаны в Сибирь - российско-американским экипажам предстоит преодолеть тысячи километров. Маршрут выбран неслучайно - несколько десятилетий назад, по нему из Соединённых Штатов в нашу страну поставлялись фронтовые истребители.
Полковник Томлинсон уже почти не ходит, но упросил родственников привезти его сюда, чтобы хоть издалека посмотреть на вновь уходящие в сторону Сибири самолеты, например, знаменитую "Кобру". Считается, что в мире осталось только две таких машины, способных сейчас подняться в небо, и эта - одна из них. Именно на подобном истребителе трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин одержал большинство своих воздушных побед. Идея повторить перелет по историческому маршруту ленд-лиза из США в Сибирь на тех самолетах, которые однажды это уже сделали, восемь лет назад пришла американским летчикам-любителям.
"Об этой странице истории многие не знают, особенно в США. Да и в России, наверное, тоже. Я считаю, очень важно напомнить о сотрудничестве в годы войны, о тех маленьких подвигах неизвестных летчиков, которые внесли свой вклад в большое дело победы. И о тех, кто сделал эти самолеты. Этот перелет - наша дань памяти", - говорит пилот Алекс Бок.
Как и в годы Второй Мировой, самолеты взлетят из города Грейт-Фолс, что в штате Монтана, и возьмут курс на северо-запад. Совершив несколько промежуточных посадок на территории Канады, доберутся до Аляски, где пересекут Берингов пролив и окажутся в России. Анадырь, Магадан, Якутск, Братск, Красноярск, Москва. Время в пути не меньше 10 дней.
"Мустанг", три "Тексана", Б-25, "Кобра", два "Дугласа С-47". На то, чтобы найти эти самолеты, отремонтировать и подготовить к дальнему перелету, ушли годы. Для пилотирования некоторых летчикам пришлось проходить спецкурсы. Например, на учебном истребителе АТ-6, по словам специалистов, легко летать, но тяжело приземляться.
Большая часть маршрута пройдет над тайгой - американской, канадской, российской. В каждом самолете - охотничье ружье. На всякий случай.
В кабине самолета достаточно тесно. Ни о каких удобствах речь, естественно, не идёт. Сложно представить, как можно пролететь 14 тысяч километров в таких условиях. За годы Второй Мировой в Советский Союз было поставлено 50 таких машин. Ради исторической достоверности в самолеты не стали добавлять никакого современного оборудования. Совместные российско-американские экипажи полетят, как во время войны.
"Основная сложность, которую ожидаю, это погодные условия. Потому что самолет приспособлен больше для визуальных полетов, он не оборудован локатором, не оборудован противообледенительной системой. С точки зрения ручного пилотирования, он практически не отличается от современного самолета. Современный самолет более оборудован автопилотами режимами, которые облегчают работу летчика. Это - единственное отличие", - поясняет пилот Валентин Лаврентьев.
Проект осуществляется без государственного участия, исключительно силами энтузиастов, которые уверены - чтобы смотреть вперед, иногда полезно оглянуться назад.
"Чем больше таких проектов, тем больше будет понимания у людей, что у нас очень много общего и в прошлом, и в тех вызовах, которые стоят перед США и Россией сегодня. И каждый такой маленький проект вносит свой вклад", - уверен чрезвычайный и полномочный посол РФ в США Сергей Кисляк.
За прохождением самолетов по маршруту можно будет следить в интернете. Полковник Томлинсон уже обязал родных предоставлять ему ежедневные сводки.