ДНР и ЛНР почти завершили отвод вооружения от линии соприкосновения и ждут ответных шагов от Киева
За минувшие сутки киевские силовики 41 раз открывали огонь по насёленным пунктам Донбасса. Об этом заявили в Минобороны ДНР. Больше всего разрушений в Горловке, снаряды попали в школу и жилые дома. В Донецке ранена женщина.
Несмотря на обстрелы, ополченцы выполняют взятые на себя в одностороннем порядке обязательства по отводу вооружений калибром менее 100 миллиметров. Менее часа назад из Горловки как сообщил представитель Минобороны Эдуард Басурин, выдвинулись в тыл два танка и шесть БМП.
Отвод техники шел поистине ударными темпами - менее двух суток от момента принятия решения до его выполнения. В Донецке сообщили об отводе на три километра более сорока танков и около 85 БМП. Чуть раньше о завершении передислокации рапортовал Луганск.
Инициатива сенсационная — во-первых, отвод войск односторонний, в ДНР и ЛНР не стали ждать аналогичных шагов Киева. Во-вторых, отводится тяжелое оружие калибром менее 100 мм, а это не только боевые машины пехоты, но и зенитки, противотанковые пушки, минометы. На передовой остались только бойцы, вооруженные стрелковым оружием и гранатометами. Единственное исключение — для направлений, где возможна атака украинских силовиков. В ДНР это — окрестности Дебальцева и направление к северо-западу от Донецка; в ЛНР — район поселка Счастье. Оттуда тяжелое оружие выведут, если отвод начнет и украинская сторона.
"Еще раз подчеркну, что отвод бронетехники с орудиями менее ста миллиметров на три километра от линии соприкосновения - это исключительно наша односторонняя мирная инициатива. Если Киев действительно заинтересован в мирном разрешении конфликта, мы ждем от него аналогичных ответных действий под наблюдением миссии ОБСЕ", - заявил представитель Вооруженных сил ДНР Эдуард Басурин.
Именно так — под наблюдением ОБСЕ — проводили свою демилитаризацию ДНР и ЛНР. Присутствовали и представители Совместного центра по контролю за прекращением огня, но только с российской стороны. Теоретически в Совет входят и украинские офицеры, однако представители Киева словно не заметили ни приглашения понаблюдать за процессом, ни вообще мирной инициативы Донбасса.
В первом случае все просто — результаты мониторинга украинской стороне передадут. Но что, если Киев и дальше будет игнорировать свои обязательства по Минским договоренностям? Части ВСУ по-прежнему остаются на позициях, в Генштабе заявляют, что приказа на отвод войск со своей стороны не получали. Зато, по данным луганской милиции, режим прекращения огня силовики нарушали, как минимум, дважды за сутки.
"Киев сейчас в очень непростом положении. С одной стороны, совсем никак не ответить на эти мирные инициативы он не может. Тогда это будет выглядеть, что он является стороной, которая срывает Минские договоренности. Но и выполнять Минские договоренности Киев, судя по всему, тоже не собирается. Поэтому я думаю, эта попытка вполне может оказаться сорванной. Тем не менее, это не значит, что ее нельзя делать, потому что ДНР и ЛНР поступают абсолютно правильно. Если есть шанс добиться мирного урегулирования, надо его использовать", - считает политолог Алексей Пилько.
Пока же Киев тянет время, фактически повторяя ситуацию вокруг села Широкино под Мариуполем. Спорный населенный пункт, долгое время бывший камнем преткновения между Киевом и Донбассом и несколько раз переходивший из рук в руки, ополченцы оставили по собственной односторонней инициативе просто чтобы избежать ненужных жертв, потому что попытка договориться о демилитаризации Широкина была сорвана украинской стороной. Киев же, похоже, расценил мирный жест ополченцев как собственную победу, и свои войска в Широкине оставил.
Как долго украинская власть будет не замечать нынешних инициатив Донбасса? И не воспользуется ли ситуацией, чтобы начать новое наступление? В этом случае, говорят в ДНР и ЛНР, они оставляют за собой право вернуть тяжелое вооружение на линию соприкосновения.