Спустя год после авиакатастрофы под Донецком появилась новая видеозапись с места трагедии
Цветы и свечи у посольств Нидерландов по всему миру. Граждан именно этой страны было больше всего среди пассажиров "Боинга", который потерпел катастрофу по пути из Амстердама в Куала-Лумпур. И именно голландские эксперты ведут расследование. Окончательного доклада пока нет.
Спустя год после трагедии ведущие мировые каналы показывают кадры, как утверждается, с переговорами ополченцев на месте падения лайнера. Новые вопросы, в дополнение к тем, ответов на которые уже ждут те, кто потерял год назад своих родных.
"Я до сих пор не чувствую, что моей дочери нет на свете. Каждое утро я надеюсь, что она появится в дверях. Я знаю, глупо думать, что моя дочь жива. Но я не могу принять ее смерть, ведь не было прощания, последнего объятия", - говорит мать погибшей бортпроводницы Доры Кассим Хасна Мохаммед.
Крошечный значок с именем Доры — это всё, что осталось у её 72-летней матери и дочери после катастрофы — единственное напоминание о дорогом человеке с места крушения малайзийского "Боинга". Сотни подсолнухов в память о земляках, которые год назад тоже погибли в небе над Донбассом, вырастили из семян с места крушения жители голландского города Хильверсум.
Солнечные цветы несут родственники и друзья, которые до сих пор не могут смириться с болью. Нидерланды потеряли в той трагедии больше всех граждан — 192 человека. И по всему королевству сегодня приспущены флаги. Имена ещё 38 граждан Австралии высечены на памятной доске. К ней возложили ветки белой акации. Красные гвоздики и розы принесли сегодня к посольству Нидерландов и в Москве. Фотографии жертв — самое горькое напоминание о трагедии.
Сразу же после крушения Россия передала следователям все имеющиеся данные, в том числе, спутниковые, а также информацию из Ростовского центра единой системы организации воздушного движения, который бы наверняка зафиксировал момент пуска ракеты и её движение с территории, подконтрольной ополченцам.
"Россия первая и единственная обнародовала подобные сведения. Ни одна другая страна не обнародовала имеющиеся у нее данные: нет документов от Украины, касающихся переговоров военного сектора в день крушения, ни плана полетов военной авиации, ни информации о наличии и расходе ракет, ни спутниковых снимков США", - отмечает замглавы Федерального агентства по воздушному транспорту Олег Сторчевой.
С первых же дней после трагедии российские специалисты вели независимое расследование катастрофы, изучая сразу несколько возможных версий, в том числе пуск ракеты с украинского истребителя. А инженеры концерна "Алмаз-Антей" — разработчика ракет "Бук" — смоделировали момент столкновения ракеты и "Боинга", доказав, что единственно возможное место пуска ракеты — это территория, подконтрольная на тот момент украинской армии. Но, несмотря на огромное количество данных и даже свидетелей, украинская сторона продолжает безосновательно во всём винить донецкое ополчение и Россию.
"К сожалению, это гражданский самолет с 298 людьми на борту стал объектом безжалостной террористической атаки, начатой с территории, оккупированной российскими военными (боевиками) на востоке Украины. Высокотехнологичное оружие, с помощью которого был сбит самолет, могло попасть в руки террористов только из России. Этого не случилось бы без участия, без прямого приказа высшего политического и военного руководства соседнего государства", - заявил Петр Порошенко.
Информационные вбросы, которые то и дело появляются в западных СМИ в связи с крушением "Боинга", тоже оставляют больше вопросов, чем ответов. Именно в годовщину трагедии появились кадры, сделанные ополченцами сразу после крушения. Судя по видео, они пытаются выяснить, что это был за самолёт и кто на нём летел:
- Малайзия. Иностранцы.
- А кто им тут коридор дал?
Любопытно, что был выложен лишь небольшой, четырехминутный фрагмент видео, которое длится 17 минут. Но мы нашли расшифровку полных переговоров за кадром. И вот лишь самое интересное:
- Говорят, "Сухой" (истребитель) сбил гражданский самолет, а наши сбили истребитель.
- Но где "Сухой"?
- Он там… А это гражданский самолет.
Единственный вывод, который здесь напрашивается: если ополченцы что и могли сбить, то именно тот самый украинский истребитель, который перед этим выпустил ракеты по малайзийскому "Боингу".
- А что другой? "Сухой"?
- "Сухой" ..."Сухой" сбил самолет, а мы сбили "Сухой"...
- Это далеко отсюда? Где он упал?
- Похоже… Откуда дым идет?
- Где-то еще горит, 49-я деревня (Грабово)
- Я имею в виду... два пилота приземлились на парашютах.
О каких именно двух пилотах идёт речь? И если экипаж того самого украинского Су-25 действительно эвакуировался, то, какова его дальнейшая судьба? Похоже, всё это — лишь дополнительные вопросы для следствия. Сегодня представитель Генеральной прокуратуры Нидерландов предостерёг делать какие-либо выводы, а уж тем более объявлять виновных.
"В рамках нашего расследования мы по-прежнему прорабатываем две версии: есть версия, что самолет был сбит ракетой класса "земля-воздух", есть версия, что он был сбит ракетой класса "воздух-воздух". Следователи до сих пор точно не установили лиц, ответственных за крушение самолета, эта работа продолжается", - заявил представитель Генеральной прокуратуры Нидерландов Вим де Брюн.
И сегодня же руководство российского концерна "Алмаз-Антей" заявило о своей готовности провести эксперимент: подорвать на полигоне ракету "Бук-М1" рядом со списанным "Боингом", чтобы наглядно подтвердить траекторию полёта ракеты и снять все вопросы о типе ракеты и точке её запуска из района села Зарощенское.
Между тем жертв катастрофы в Нидерландах вспоминали сегодня весь день. Вглядывались в фотографии, а из игрушек, принесённых в память о детях, выстроили целую стену. И, как сказал родственникам погибших премьер-министр страны Марк Рутте, самым правильным в отношении их близких будут не поспешные выводы, а только тщательное расследование того, что случилось на самом деле.