В Вене объявлено о сделке мирового сообщества с Ираном
Отмена санкций - в обмен на отказ от ядерного оружия. Переговоры были, казалось, бесконечными - но результат есть. Соглашение непростое, условий много.
Уставших и улыбающихся министров спрашивают: а кто из вас сейчас самый счастливый? Глава европейской дипломатии Федерика Могерини отвечает: журналисты. И похоже, так оно и есть. Зал ликует, когда Могерини и глава иранской делегации Джавад Зариф выходят на пресс-конференцию объявить: да, это наконец произошло.
"Сегодня мы творим историю, устанавливаем доверительные отношения друг с другом, гарантируем последующим поколениям безопасность. Сегодня исторический и судьбоносный день для иранского народа", - сказал Мохаммад Зариф
"Мы стали свидетелями исторического события для безопасности всего мира - подписано соглашение по ядерной программе Ирана, которое предусматривает полное снятие санкций. Оно учитывает позиции всех сторон переговоров. Впервые за 10 лет открыта новая страница в отношениях с Исламской республикой", - отметила Федерика Могерини.
Спустя несколько минут на сайте Кремля появляется заявление Владимира Путин. Соглашение, к достижению которого наши дипломаты шли годами, Россия приветствует.
"Вопреки попыткам обосновать силовые сценарии участники переговоров сделали твёрдый выбор в пользу стабильности и сотрудничества, который будет закреплён резолюцией Совета Безопасности ООН, - говорится в заявлении. - Рассчитываем, что все заинтересованные стороны, прежде всего страны "шестёрки", будут в полном объёме выполнять найденные решения. Политическая воля, проявленная "шестёркой" и Ираном в ходе завершившихся переговоров, – залог успешного выполнения плана действий, который рассчитан на длительную перспективу. Новый мощный импульс получат наши двусторонние связи с Ираном, на развитии которых более не будут сказываться внешние факторы. Россия будет делать всё от неё зависящее, чтобы венские договорённости в полной мере работали, способствуя укреплению международной и региональной безопасности".
Двусторонние связи без влияния внешних факторов - это в первую очередь сотрудничество в области атомной энергетики. Перспективы огромные. Как и конкуренция. Отмена санкций означает разморозку примерно ста миллиардов долларов на счетах исламской республики. За то, чтобы получить такого клиента, будут бороться очень многие.
Удивительное заявление сделал на пресс-конференции госсекретарь США Керри. Он признал полную несостоятельность политики санкций в случае с иранским ядерным досье. По его словам, их ужесточение могла заставить капитулировать исламскую республику лишь в мире фантазий. На признание этого потребовалось более 10 лет.
Ну а президент США Барак Обама уже сегодня готовится к разбору полетов в Конгрессе. Говорит о значении произошедшего и обещает наложить вето на любой закон, который помешает реализации сделки.
"Прошло более 50 лет с тех пор, как президент Кеннеди сказал: Мы никогда не будем вести переговоры из страха и никогда не будем страшиться переговоров. Он говорил это о необходимости переговоров между США и Советским союзом о нераспространении ядерного оружия. В те дни была реальная угроза начала ядерной войны между двумя супердержавами. Сегодня мы смогли остановить распространение ядерного оружия в в самом неспокойном регионе мира - Ближнем востоке . В результате этого соглашения международное сообщество может убедиться в том, что Иран больше не никогда не сможет произвести ядерное оружие", - сказал Барак Обама.
Соглашение потому и называют всеобъемлющим, что в нем описаны даже мельчайшие нюансы. И нюансы эти заняли почти 100 страниц текста.
Итак, главное, что получает Иран: отмену всех санкций СБ ООН, а также санкций США и ЕС, которые касаются ядерной программы, доступ к технологиям, международной торговле - в том числе энергоресурсами, и финансовым рынкам. Эмбарго ООН на поставки оружия отменяют через 5 лет, запрет на поставки ракет и технологий - через 8.
Взамен Иран гарантирует: вывести из страны 98% обогащенного урана. В ближайшие 15 лет его запасы не должны превышать 300 килограммов. Любое обогащение возможно лишь на одном объекте в стране - в Натанзе. Более того, жестко ограничена степень обогащения. На 8 лет Иран вводит ограничения на научные исследования в ядерной сфере. И это не все. Секретный объект Фордо, один из ключевых в ядерной программе, будет преобразован в технологический центр. Там будут получать изотопы для медицинских исследований. Все это происходит под жестким контролем.
"Создаётся совместная комиссия, в которой будут представлены все участники переговорного процесса – "шестёрка", Иран, ЕС. В этой комиссии будут рассматриваться любые проблемы, любые претензии, которые могут у любой из сторон возникать в отношении того, как другие выполняют взятые на себя обязательства", - сказал Сергей Лавров.
Шестерка стран, а это члены совета безопасности ООН плюс Германия, получают защитный механизм на случай невыполнения Ираном пунктов соглашения. В этом случае санкции против исламской республики автоматически возобновляются в 65-дневный срок. Но если все будет идти гладко, и все признают, Иран миру не угрожает. Тогда возникают закономерные вопросы к ряду планов Вашингтона в Европе.
"Мы, наверное, все помним, как в апреле 2009 года, выступая в Праге, президент Обама сказал, что если удастся урегулировать иранскую ядерную программу, то задача создания европейского сегмента противоракетной обороны отпадёт. Поэтому мы сегодня привлекли внимание наших американских коллег к этому факту, будем ожидать реакции", - сказал Сергей Лавров.
Говоря на эту тему, Лавров едва сдерживал улыбку. О теряющей смысл системе ПРО в Европе, официальные лица США не говорят.