Женская интуиция — Хиллари Клинтон меняет предвыборную доктрину и призывает Белый Дом одуматься
Госдепартамент США снял ярлык главной американской угрозы, навешенный на Москву на этой неделе генералами Пентагона, заявившими, что европейцы и моргнуть не успеют, как эта угроза окажется у них на пороге. Госдеп с ними не согласился – "Определенно, мы имеем разногласия с Россией из-за ее действий, но не считаем ее жизненной угрозой".
Похожую гибкость проявила и бывшая глава Госдепа Хиллари Клинтон, еще месяц назад заявлявшая, что Россия Америке угрожает вместе с ИГИЛ и Ираном. Теперь она призывает Белый Дом быть разумнее в отношениях. Оба заявления были сделаны в ходе предвыборной кампании.
Начало нового дня. Американцы собираются на работу. Телеканалы с утра пораньше привычно напоминают, что есть, чтобы похудеть, как одеваться-тренироваться и как США поставят Россию на место.
Фрагмент утреннего шоу CBS This morning: "В ответ на агрессию России министр обороны рассказал CBS News, что США отправляют тяжелое вооружение в Восточную Европу. Это самые серьезные действия Пентагона в этом регионе со времен холодной войны".
Американские танки, боевые машины пехоты, артиллерия собираются в поход на Восток. Генерал Джозеф Данфорд, второй человек в Пентагоне, на слушаниях в Конгрессе заявил открытым текстом: "Россия - главная угроза для США".
Джозеф Данфорд: "Сегодня, сенатор, Россия представляет самую большую опасность для нашей национальной безопасности".
Джо Манчини, сенатор-демократ от штата Западная Виргиния: "Вы не могли бы пояснить?"
Джозеф Данфорд: "Сенатор, Россия обладает ядерным оружием, она угрожает независимости наших союзников, она способна угрожать самому существованию Соединенных Штатов. Если Вы посмотрите на поведение России, то поймете, что наши опасения небеспочвенны".
Ранее в таком же ключе высказывалась и глава ВВС Дебора Ли Джеймс. А когда вопрос про Россию задали министру обороны США Эштону Картеру, тот и вовсе не смог скрыть удовлетворения.
"Знаете, год назад альянс НАТО гадал, чем бы заняться после Афганистана. И вот теперь появилось не одно, а сразу два дела: путинская Россия и ИГИЛ", - сказал он.
Есть чем теперь заняться и американским инженерам. Антироссийские санкции, введенные Вашингтоном, бумерангом ударили и по США, вызвав проблемы космического масштаба.
Фрагмент сюжета Fox News:
- "Ракета "Атлас-5" отправляет в космос почти все спутники-шпионы США. Но летит она на двигателе, сделанном в России — РД-180".
"Второго такого двигателя в мире не существует. РД-180 невозможно заменить!" - сказал журналист издания "Спейсньюз" Джефф Фоуст.
Корреспондент Кристин Фишер: "И это проблема, так как президент Владимир Путин может прекратить поставки двигателей в любой момент. И потому Конгресс запретил Пентагону их использовать с 2019 года. Но Пентагон просит Конгресс об отсрочке".
"Если мы согласимся, то в течение 8 лет заплатим Путину еще 300 миллионов долларов!" - говорит Джон МакКейн, сенатор-республиканец от штата Аризона.
Корреспондент Кристин Фишер: "Как и во время холодной войны, агрессия России подстегивает инновации в США. Но что-то должно измениться и быстро. Как американские спутники будут шпионить за Украиной, если их будут запускать российские двигатели?!"
Огромные надежды в этом смысле американцы возлагают на ракету "Фалькон-9" частной компании "Спейс Икс". Но без России и ни туда, и ни сюда - вернуться на Землю без ЧП для американской ракеты задача тоже сложная.
"Разумные люди понимают, что США не может позволить себе более масштабный конфликт с Россией, чем уже есть сейчас. Впрочем, куда большие потери несут наши европейские союзники. И они давят на США, чтобы Вашингтон нормализовал ситуацию, которая губительна для евроэкономики", - говорит политолог Дерек Монро.
Экономические санкции не принесли того результата, на который рассчитывал Запад. Более того, эффект оказался противоположным. Американцы были немало удивлены, услышав это от своего бывшего президента Джимми Картера, который недавно был в Москве и три часа беседовал с Владимиром Путиным.
Фрагмент выступления в институте Аспена.
Джимми Картер: "Он произвел очень хорошее впечатление. Он полностью владеет информацией, ни разу не обратился за подсказкой к министру иностранных дел, сам отвечал на все вопросы. Он был расслаблен, у него хорошее чувство юмора".
Ведущий мероприятия: "У Владимира Путина есть чувство юмора!? Приведите пример!"
Джимми Картер: "Когда мы уходили, он попросил передать нашему президенту и европейцам не отменять санкции против России. Мы удивились. "Я провожу реформы сельского хозяйства, банковского сектора, перестраиваю отношения с крупным бизнесом. Если бы не давление санкций, это было бы невозможно. Например, фермеры стали больше выращивать, а раньше все закупалось за рубежом. Так что, было бы неплохо, если б санкции не отменяли еще хотя бы полгода".
Удивление ведущего мероприятия тем, что у президента России может быть чувство юмора, объяснимо: в западных СМИ Путин лишен каких-либо положительных человеческих качеств. "Демонизация Путина - это не политика. Это - оправдание того, что нет никакой политики". Эту цитату Генри Киссинджера читателям газеты "Хаффингтон Пост" напоминает американский политолог, профессор Стивен Коэн и развивает мысль.
Из статьи: "Демонизация Путина мешает рационально мыслить, принимать разумные решения, касающиеся национальной безопасности США, лишает партнера в Кремле, который им чрезвычайно нужен. А ведь именно сейчас, вопреки навязанному общему убеждению, мы могли бы иметь дело в Москве с волевым и дееспособным партнером. Не так давно Билл Клинтон признался, что не может припомнить ни одного случая, чтобы в личном общении или деловых переговорах Путин вел двойную игру, не держал слова или нарушал обязательства. А вот американцы на протяжении последних десятилетий беспардонно предавали Россию, не выполняя обещания".
Такая тактика обмана партнеров и союзников, эффективная поначалу, по мнению президента Картера, в итоге подорвала доверие к США и поставила Вашингтон перед фактом: мир изменился и не желает больше играть по американским правилам.
"Не могу припомнить ни одну страну, отношения с которой не ухудшились бы при Обаме. Россия, Великобритания, Китай, Египет - со всеми плохо. Пришло время США отказаться от идеи, что они, безусловно, доминируют в мире политики, экономики и культуры. Страны БРИКС на подъеме - Индия, Россия, Бразилия, Китай. И США надо думать, как встроиться в новую мировую систему, чтобы не потерять статус сверхдержавы", - сказал Джимми Картер.
И нормализация отношений с Россией играет в этом процессе огромную роль. Американская политическая элита все больше это понимает.
"Единственная разумная линия поведения для США - это реальное сотрудничество с Россией, деэскалация напряженности и восстановление связей. Россия заняла свое место на мировой арене, а также Китай, Индия, Пакистан и другие ключевые страны Евразии. И началось строительство того, о чем россияне давно говорят - новой многополярной архитектуры мировой экономики и безопасности. Процесс начался, и остановить его уже нельзя", - говорит политолог Эрик Драйтцер.
Чувствительный индикатор изменения настроений в Вашингтоне - предвыборная риторика кандидатов в президенты. Тональность их выступлений начинает меняться.
Дональд Трамп известен своей экстравагантностью, провокационными заявлениями и деловой хваткой. Он - бизнесмен, заработавший 8 с половиной миллиардов долларов, и понимает, что выгодно, а что нет.
Фрагмент эфира FoxNews:
"У Путина нет ни малейшего уважения к нашему президенту. Путин невероятно популярен в России, его обожают, поддерживают его действия. Я был в Москве два года назад. И скажу вам: с россиянами можно иметь дело, с ними можно хорошо поладить, с ними можно договориться. А Обама не может", - сказал кандидат в президенты США Дональд Трамп.
Ведущий: "А Вы могли бы договориться с Путиным?"
"Я готов биться о заклад, что смог бы построить отличные отношения с Путиным. Вот что хочу сказать: нашей стране очень важно выстроить нормальные отношения с Россией. Нас ненавидит весь мир. Так нельзя. Аналитики всегда говорили: не подталкивайте Россию и Китай навстречу друг другу. А Обама именно это и сделал", - говорит кандидат в президенты США Дональд Трамп.
Отойти от опасной черты стремится и Хиллари Клинтон, кандидат в президенты с самыми высокими на данный момент шансами. Бывший госсекретарь США, она часто занимала жесткую и непримиримую позицию. Теперь она тоже призывает пересмотреть политику в отношении России.
"Мы должны действовать намного умнее в отношениях с Путиным и его амбициями. Я имела с ним дело. Я знаю его. Он - непростой человек. Но я считаю, что нет альтернативы, кроме постоянного взаимодействия, поиска точек соприкосновения даже с теми, у кого совсем другие взгляды на мир", - заявила она.
"Вопрос о смещении Путина, как это наивно стояло в американском истеблишменте пару лет назад, сегодня уходит в прошлое. Американцы понимают, что надо иметь дело с Россией, как она есть. И в России есть запрос на такого президента, на такого политика, каким является Путин. Это реальный факт. Поэтому отчасти Хиллари Клинтон отразила эту позицию. Не она первая, кто начинает говорить об этом в Вашингтоне", - отметил политолог, президент "Центра глобальных интересов" Николай Злобин.
Команда президента Обамы, взяв курс на обострение, не желает с него сворачивать, продлевая антироссийские санкции и размещая войска в Европе. Это - путь в тупик, говорят эксперты.
"Есть ряд мировых проблем, в которых Россия имеет очень важный рычаг и без какого-то с ней взаимодействия невозможно ничего решить. Переговоры по Ирану, которые идут уже много месяцев, без участия России вообще, наверное, были бы невозможны. И американцы это понимают. Но это не означает, что Россия при этом рассматривается как партнер. То есть Россия не рассматривается как империя зла, с которой вообще нельзя иметь дело. Можно, потому что нужно, но каких-то идей о том, каким образом вновь вступить с Россией в отношения сближения и, как они говорят, вовлечения, по-моему, сейчас этого просто нет", - сказал главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
Нынешняя администрация США оказалась заложником собственной политики. Но в следующем году - выборы президента. И сейчас о новых отношениях с Москвой все громче говорят как раз те, кто хотел бы прийти на смену Обаме, кто работает на перспективу, кому придется и дальше иметь с Россией дело.