Результатами голосования Брюссель остался недоволен, о списании долгов Греции речи быть не может
В отличие от полутора миллиардов евро, которые Греция задолжала МВФ, уже через две недели Афинам предстоит выплатить европейскому Центробанку сумму в два раза большую. И в ЕС категорически отвергают появившиеся мнения о том, что выхода якобы нет, и часть долга в любом случае Афинам придётся списать. Терять свои деньги кредиторы не хотят.
Греция и кредиторы - как автомобили на узкой дороге, несущиеся навстречу. Никто не хочет уступать. На греческое "нет", Еврогруппа и МВФ, согласно утечке из Министерства финансов Германии, готовы ответить своим: они категорически против списания долгов. Европейские политики комментируют результаты референдума в лучшем случае сдержанно критически, в худшем - откровенно агрессивно.
"Это худший диагноз для Греции из всех возможных. Ситуация, в которой оказалась страна — результат действий её безответственных политиков. Именно они ввергли её в кризис", - заявила премьер-министр Польши Ева Копач.
Выход из ситуации – новые переговоры. То, что они будут, несмотря на громкие заявления о всех "разрушенных мостах", – это слова немецкого вице-канцлера - уже очевидно. Греческие "охи" – не окончательный разрыв.
"Лёгкого выхода из этого кризиса не существует. Слишком много упущено времени и возможностей. Еврокомиссия готова продолжить работу с Грецией. Но подчеркну, что без мандата Еврогруппы она не может вести переговоры по новой программе", - сказал вице-председатель Еврокомиссии Валдис Домбровскис.
Такой мандат может быть получен уже завтра вечером, на экстренном саммите ЕС - он созван по инициативе Германии и Франции. Официальный представитель немецкого правительства Штефан Зайберт уже заявил: дверь для переговоров открыта. Но так же очевидно, ЕС вновь захочет вести их с позиции силы.
"Это Греция испытывает трудности, а не Европа. Это Греция находится в жестоком кризисе, который может стать ещё более жестоким. Европа же столкнулась с трудностями, но не погрязла в них — это нужно понимать", - заявил министр финансов Франции Мишель Сапен.
Время работает против греческих властей. Кредиторы сейчас вполне могут взять паузу, а потом начать действовать жестко.
"Они будут ждать, пока не истекут кредиты экстренной помощи и когда у греческих банков уже не будет денег. Тогда они поставят Грецию на колени. Возможно, они начнут присваивать счета вкладчиков, сберегательные счета, деньги акционеров, чтобы оплатить долги. Затем, вероятно, случится то, о чём говорит господин Шульц – возможно, будет введена параллельная валюта", - говорит публицист Эрнст Вольфф.
Глава Европарламента Мартин Шульц пугал этим греков перед референдумом. Это фактический выход из зоны евро. Плохой сценарий, который считают вероятным уже многие.
"На 2 или 3 года мы войдем в рецессию, будет массовый рост безработицы, инфляция взлетит до небес. Серьезно подорожают главные продукты греческого импорта — лекарства и энергия. И это серьезнейшим образом ударит по бедным грекам", - считает профессор политической экономики Хенрик Эндерляйн.
Сегодня бельгийская газета "Ла Либр Бельгик" сообщила: правительство Греции может выпустить долговые расписки и ими расплачиваться с пенсионерами и бюджетниками. Сам глава Европарламента Шульц теперь призывает к оказанию Греции гуманитарной помощи.
"Обычные граждане, пенсионеры, дети не должны платить за ту ситуацию, в которую они попали из-за действий своего правительства. Тем не менее, гуманитарная программа для Греции нужна и немедленно", - уверен председатель Европейского парламента Мартин Шульц.
Члены греческого правительства, судя по всему, до сих пор рассчитывают на новое быстрое соглашение с кредиторами. Этот расчет понятен. Исключать Грецию из зоны евро едва ли не дороже, чем вновь давать миллиарды помощи. В этой покерной игре ставки чудовищно высоки. Согласно подсчетам, от банкротства и выхода Греции из еврозоны одна только Германия может потерять до 87 миллиардов евро. Общий долг Греции - более 320 миллиардов.
"Если Греция выйдет из еврозоны - это грозит ещё большими потерями. У Греции есть обязательства во внутренней системе расчета банков в размере примерно 110 млрд евро. Часть этой суммы европейскому центробанку, видимо, придется списать", - отмечает издание "Хандельсблатт".
Но если постоянно списывать долги, тогда кто вообще захочет отдавать занятые деньги?
"Экстремистские силы в странах, которые наблюдают, как работает стратегия переговоров в Греции, выучат свой урок. Политики Еврозоны должны отреагировать. Последует аргументация МВФ, нужно урезать долги. Но списание долгов без оснований будет означать, что любая другая страна предъявит подобные требования ЕС", - говорит Ульрих Брюкнер.
Экстремистские силы – это видимо, ярые евроскептики. Лидер французской партии "Народный фронт" Марин Ле Пен уже заявила: Еврозона больше не жизнеспособна и сравнила ее с сектой, которая занимается промывкой мозгов и шантажом.
C заявлением в том же духе выступил и лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман. Он считает: Греция "выстояла против поистине гнусной кампании запугивания и устрашении".
Только кто сказал, что кампания эта завершилась вместе с греческим референдумом?