Европа замерла в ожидании итогов прошедшего сегодня референдума в Греции
Формально эллины решали - пойти по пути жесточайшей экономии ради помощи извне или справляться своими силами. Фактически - в Греции выбирали, остаться в зоне евро или уйти к старой доброй драхме.
И ситуация, на первый взгляд, запутанная - сначала Афины заявили, что полтора миллиарда евро выплат по процентам МВФ собрать могут, но платить не станут, и в начале недели Греция допускает технический дефолт, потом премьер Ципрас согласился со всеми условиями кредиторов провести жесткие реформы - лишь бы продолжали давать деньги, а сразу после этого - призвал голосовать на референдуме против этих реформ.
Судя по опросам общественного мнения, тех, кто не хочет соглашения с кредиторами, оказалось больше, чем тех, кто готов согласиться.
Еврогруппа обсуждать греческий референдум и судьбу Эллады будет завтра, в Брюсселе. А пока на главной площади Афин греки собираются, чтобы отпраздновать его результаты.
Троянский конь или реальная помощь? Принимать или не принимать программу жесткой экономии, предложенную международными кредиторами в обмен на новые долги? Действительно поможет или погубит? Эти непростые вопросы, похоже, разделили греческое общество. В своей победе не были уверены ни противники, ни сторонники сделки с Евросоюзом - и тех, тех - почти поровну, погрешность - минимальная, слишком многие сомневались до последнего. На первой строчке в бюллетене, словно подсказка от правительства Ципраса - ответ "охи", то есть "нет" - это греческое слово, кажется, выучил уже весь мир, всю эту неделю внимательно следивший за происходящим здесь.
"Я проголосовал "против", так как ни на что больше не надеюсь. У нас все равно впереди много трудных лет, вне зависимости от того, как мы проголосуем", - говорит житель Греции.
"Я ответил да, потому что мы не можем выйти из Еврозоны, это сразу же убьет нашу и так живую экономику", - отмечает другой.
"Доходы нашего населения сократились на 50%, многие дети недоедают! Пусть наконец Европа и мир увидят, в каком бедственном положении мы находимся и до чего нас довели. Я говорю только нет и еще раз нет!" - говорит ещё один житель страны.
К берегу греческого городка Керацини 75-летний Спирос в который раз привозит свой улов, но половину товара продать не удается. Самый страшный шторм, говорит, сейчас не на море, а в экономике. И удержаться на плаву с каждым днем все сложнее. Прилавки страны переполнены, но совсем не греческой рыбой.
"В стране, в которой столько рыбы, едим чужую! Многие мои знакомые рыбаки по программам Евросоюза отказались от своего бизнеса, взамен получили денежные компенсации и социальные пособия. Евросоюз превратил греческий рынок в импортный, а не экспортный", - говорит рыбак Пападимитриу Спирос.
Сокращение собственного рыболовства, сельского хозяйства и промышленного производства - одно из условий вхождения Греции в европейскую семью - чтобы не сбивать цены в других странах Старого света. Взамен обещали дотации и легкие кредиты на новый бизнес, правда, какой - не уточняли.
"Путем введения лимитов были разрушены целые отрасли греческой экономики. Греческое производство постепенно уничтожалось в пользу наших конкурентов. Вопиющий пример - закупка овощей и фруктов в Германии и Голландии, несмотря на идеальные климатические условия для их выращивания в нашей стране. Это целенаправленная хищническая политика, это новая форма колонизации", - считает профессор Технического университета г.Ханья Димитриос Пателис.
Безработица в Греции бьет все новые антирекорды - без стабильного заработка в стране уже больше четверти греков. На центральном рынке Афин когда-то с трудом можно было пройти, теперь продавцов больше, чем покупателей. За последние пять лет так называемой программы помощи Европейского союза пенсии и социальные пособия сократились, а налоги и тарифы на коммунальные услуги, наоборот, выросли.
"У людей нет денег на еду сейчас. Средний класс просто уничтожен. Продаем в три раза меньше, чем раньше. Доход падает, наших сотрудников сокращают, они пополняют армию греческих безработных - замкнутый круг", - говорит продавец мяса Джордж Масалос.
Бывший инженер-программист космических проектов, а ныне таксист Харис уверен: Греция должна спуститься с небес на землю и сегодня на референдуме на вопрос "нужно ли стране и дальше проводить политику жесткой экономии в обмен на новые кредиты" ответил "охи".
"У меня все еще есть маленькая надежда - целыми днями я работаю таксистом, но один процент рабочего времени я посвящаю просмотру возможностей возврата к прежней профессии. Политика затягивания поясов без развития нашей промышленности, сельского хозяйства не сработает", - говорит таксист Харис Костмас.
На стороне тех, кто против сделки с кредиторами, - статистика. За пять лет выполнения плана спасения Греции, разработанного Евросоюзом и Международным валютным фондом, доходы бюджета сократились на 17%, а долг страны увеличился: в 2010 году составлял 133% от ВВП, сегодня вырос до 180 - это 317 миллиардов евро. Расчищать авгиевы конюшни долгов не пришлось бы, уверены политологи, если бы те, кто их брал, задумались о последствиях.
"Получая все эти кредиты, мы были в опьянении, у нас были легкие деньги, в это время производство и сельское хозяйство рушилось, но мы, не задумываясь о последствиях, и вот теперь час расплаты настал и наступило похмелье", - говорит политолог Петрос Папаконстантину.
Миллиард 600 миллионов евро Греция уже не смогла выплатить в этот вторник Международному валютному фонду. Всю неделю премьер-министр Ципрас, пришедший к власти благодаря обещаниям по долгам не платить, тщетно пытался договориться о частичном списании кредитов, конечно же, к большому неудовольствию тех, кто деньги эти давал. Платить по счетам или нет - самый жаркий спор сейчас в стране. Обстановка - как на раскаленных углях. В греческих ресторанах приводят свои аргументы: разве можно поесть и уйти, не заплатив?
"Все наши долги мы должны выплатить до последнего цента - раз брали деньги, надо отдавать. Но программу так называемой помощи надо точно менять, потому что она попросту не работает, абсолютно неэффективна", - считает хозяин ресторана Йорго Байрактарис.
Но без выполнения именно этой программы новых денег Греции на оплату старых долгов пока даже не обещают. Правда, премьер Ципрас уверен: отказ его народа идти на поводу у кредиторов даст правительству фору на переговорах.
"В любом случае, греческое правительство остается за столом переговоров и будет вести диалог до конца, и будет там и в понедельник сразу же после референдума, с лучшими условиями для греческой стороны. Потому что народный мандат всегда более сильный, чем желание какого-либо правительства", - заявил премьер-министр Греции Алексис Ципрас.
Прямого ответа на самый обсуждаемый вопрос - закончится ли Одиссея Греции в Еврозоне и вернется ли страна к драхме - референдум не дает. Но одним из результатов отказа от предлагаемой кредиторами жесткой экономии называют возврат к греческой национальной валюте. Увековеченная в бронзе сразу после перехода на евро драхма может отвоевать свое звание самой древней действующей денежной единицы в мире и вновь оказаться в кошельках греков.
Не поддерживают и не исключают такой вариант развития событий в греческом правительстве.
"Наша позиция - Греция должна остаться в Еврозоне, но если будет продолжаться падение экономических показателей, Греция будет ближе к выходу из неё , но пока Греции выгоднее оставаться с евро", - говорит координатор по международным отношениям центрального комитета движения "Сириза" Георгос Ципрас.
Но пока вопрос скорее звучит по-другому - останется ли евро в Греции - после референдума наконец обещают открыть банки, закрытые всю эту неделю, и в случае, если Европа решит прекратить подпитывать греческую финансовую систему наличными, после выплаты зарплат и пенсий деньги могут просто закончиться.
Появились последние данные из Греции. По результатам референдума после подсчета 52% голосов, тех кто прислушался к призыву премьер-министра Ципраса и проголосовал против соглашения с кредиторами, 61,24%. За проголосовали 38,76%. В голосовании участвовали более 60% избирателей.