Накануне референдума в Греции звучат громкие заявления о шантаже и финансовом терроризме
Менее суток остается до начала референдума, объявленного в Греции. Ситуация накалена до предела. Итог голосования непредсказуем. Страна разделилась во мнении фактически пополам, и будет важен каждый голос. Но финансовые аналитики обратили внимание на тревожную тенденцию. Еще одна страна ЕС заявила, что ей сложно расплатиться по своим долгам перед МВФ.
После бурной ночи накануне, когда в греческой столице одновременно митинговали сторонники соглашения с международными кредиторами и его противники, утром центр Афин выглядел пустынным. Суббота – выходной. И даже члены комиссий, занимающихся организацией референдума, постарались как можно быстрее подготовить бюллетени и закрыть участки для голосования до воскресенья. Через несколько часов Греция будет решать: соглашаться ли ещё больше затягивать пояса в обмен на новые кредиты, как того требует Евросоюз или отвергнуть условия кредиторов.
В этом случае, как утверждает премьер Ципрас, чьи сторонники митинговали ночью на центральной афинской площади, у правительства есть шанс на своих условиях договориться с кредиторами о реструктуризации 320-миллиардного долга.
"Граждане Афин, греческий народ, в воскресенье мы не просто решим остаться в Европе. Мы решим жить в Европе с достоинством, работать и процветать и быть равными среди равных. Мы должны все вместе сказать "нет" любым ультиматумам. Никто не имеет права угрожать разделить Европу. А ультиматумы, как известно, иногда возвращаются бумерангом к тем, кто их предъявляет", - заявил премьер-министр Греции Алексис Ципрас.
В случае, если греки ответят "нет", Ципрас обещает уже в понедельник поехать в Брюссель и добиваться от Евросоюза приемлемых, по его словам, условий для Греции.
На неделе Алексис Ципрас уже предлагал кредиторам сократить долг страны на 30% и выплату оставшегося в рассрочку на 20 лет. Реакции на это предложение пока в Брюсселе не последовало. Там явно ждут окончания референдума.
Тем более, что судя по социологическим опросам, не все греки поддерживают своего премьера. Агентство "Блумберг" уверяет: силы примерно равны. 43% - за идею Ципраса сказать на референдуме "нет". 42,5% - за то, чтобы условия международных кредиторов принять.
Ведь, по словам лидера оппозиции бывшего греческого премьера Антониса Самараса, результаты волеизъявления будут иметь для страны самые серьезные последствия.
"В воскресенье мы будем голосовать за или против евро, а не за или против предложений кредиторов. Правительство обещает, что в случае поддержки на референдуме, ему удастся добиться более выгодных условий от кредиторов в ближайшие 48 часов. Это просто нереально", - считает бывший премьер-министр Греции Антонис Самарас.
"Нет" на референдуме отнюдь не означает "нет" Европе", парирует Ципрас. И попытки Евросоюза напугать население тем, что Греция выйдет из зоны евро и будет вынуждена вернуться к драхме, не более чем шантаж перед голосованием. Недаром министр финансов Греции Янис Варуфакис назвал подобные действия Брюсселя терроризмом, направленным, прежде всего, на то, чтобы сменить нынешнее правительство.
"Зачем они вынудили нас закрывать банки? Чтобы вселить в людей страх. А когда речь заходит о распространении страха, то такой феномен называют терроризмом", - считает Янис Варуфакис.
Действительно, за несколько дней до референдума в Греции закончились наличные евро, которые население бросилось снимать со своих счетов. Случилось это из-за того, что Европейский Центробанк отказался переводить в страну дополнительную наличность.
Примечательно, что интервью министра финансов Греции вышло в испанском издании "Эль Мундо". В Испании пристально следят за действиями Афин. Ведь эта страна может стать следующей.
Дело в том, что пока весь мир наблюдал за тем, что же будет дальше с экономикой Греции, еще 25 июня Испания, и это осталось практически незамеченным, обратилась в Еврокомиссию за финансовой помощью, объяснив, что тоже не может самостоятельно расплачиваться по своим долгам, которых, по некоторым данным, накопилось больше триллиона евро, что в три с лишним раза больше, чем долги Греции, чья судьба должна решиться на референдуме в воскресенье.