Финские кладоискатели уверены, что обнаружили торговый корабль XV века
О нём долгое время ходили легенды. Согласно старинным документам он перевозил несколько тонн - золотых монет.
Они скорее похожи на скелет кита, чем на фрагменты судна. Эти кадры долго держали в секрете, никому не показывали – деревянный парусник у южных берегов Финляндии нашла группа современных кладоискателей. Они охотятся за грузом корабля: золотыми монетами XV века-
"В одном из сундуков везли 10 тысяч немецких гульденов", - говорит исследователь затонувших кораблей Рауно Койвусаари.
Рауно Койвусаари уверен: он обнаружил торговый корабль Ганзейского союза "Ханнеке Вроме", затонувший у этих берегов в 1468 году. Позади 15 лет работы в архивах, поисков и погружений. Такая настойчивость объясняется просто: за одну средневековую монету дают от нескольких сотен до нескольких тысяч евро.
Специфика дайвинга в северных морях - плотный защитный гидрокостюм. Такие, кстати, используют и военные. Он закрывает руки, закрывает ноги, всё туловище. В нём всего две прорези - для воздуха и лица. И то, сверху надевается маска. Так что дайвер фактически не соприкасается с водой: ее температура всего 7 градусов.
По понятной причине – всё-таки речь идёт о корабле, перевозившем золото – брать съёмочную группу на то самое место не хотели. В итоге, договорились, но с условием: координаты не снимать, дорогу туда – тоже. А жаль: это край тысячи островов, вокруг невероятные северные пейзажи.
Его описывают как самое страшное кораблекрушение XV века на Балтике. "Ханнеке Вроме", загруженный товаром, подходил к Таллинну, когда разыгралась страшная буря. Парусник отбросило к Финским берегам. Здесь он напоролся на гранитные скалы и затонул в течение нескольких минут. Буквально лёг на дно, не переворачиваясь. В ту ночь погибло 200 человек, обломки корабля еще несколько лет выносило на берег. А металлические части, в том числе и золото, должны были остаться на месте крушения.
Водолазы с металлоискателем осматривают заднюю часть корабля, корму – там обычно находился груз. Прибор не замолкает ни на минуту, но что он видит – железо или золото – пока неясно. За шесть веков металл на метр погрузился в песок. На поверхность Рауно Койвусаари поднимает лишь небольшой деревянный фрагмент и внимательно его осматривает.
"Я сделал срез на обломке, стала видна структура дерева. Не могу объяснить как, но я вижу - это дуб", - говорит он.
Как раз из дуба и строили средневековые корабли. Пока что найденный 30-метровый корпус парусника целиком соответствует описанию "Ханнеке Вроме". А дендрохронолическая экспертиза щепки станет ключевым доказательством.
"В Балтийском море дерево сохраняется очень хорошо, потому что здесь нет корабельных червей. Надеюсь, экспертиза подтвердит, что это XV век. Для нас средневековый корабль - большая редкость", - говорит специалист Национального департамента охраны древностей Минна Лейно.
Рауно Койвусаари доверил тайну своей находки только правительственному департаменту - его специалисты помогут в исследованиях. А заодно и в поисках: по закону Финляндии, все обнаруженные ценности принадлежат государству. А ему официально полагается денежная компенсация – по весу найденного драгметалла.
"Это будет стоимость 10 килограммов золота. Очень прилично! Хотя если пересчитать на реальную цену одного гульдена... При этом на разрешение, экспертизы и подводные раскопки уйдет год или два. В любом случае, золото сначала надо найти", - говорит Рауно Койвусаари.
Во время первых погружений, он уже поднял один золотой фрагмент. Однако его успели украсть: участник экспедиции взял золото на экспертизу и якобы "потерял". Обман в среде кладоискателей - дело привычное. Так что и к съёмочной группе Первого канала Рауно Койвусаари отнёсся очень настороженно: вдруг камера лишь прикрытие? И мы вернемся на место крушения попозже, без него, совсем с другим оборудованием.