На последнем дыхании — день возможного дефолта Украины назван
Чуть меньше месяца до официального дефолта на Украине — это предсказание инвестиционной американской компании "Голдман Сакс", одной из самых авторитетных в мире больших финансов. Дефолт прогнозируется на 24 июля - день, когда Украина не сможет заплатить кредиторам очередную порцию процентов, набежавших на 40 миллиардов долларов внешнего долга.
Премьер Яценюк уже признал - страна не может обслуживать свои долги, глава Минфина Яресько объявила — можем вообще отказаться по ним платить. То есть ситуация более чем плохая - МВФ новые займы обещает, но переговоры затягиваются, комитет кредиторов списывать долги не хочет - слишком большая сумма, через газеты и информационные агентства обращается к властям Украины - приезжайте срочно в Вашингтон, поговорим, на что вы дальше жить будете, и удивляется ответу из Киева: мы, конечно, приедем, но сначала хотели бы выдвинуть свои условия.
Чем такая позиция чревата - предсказать сложно, но европейцы на деле уже показали, что умеют быть жесткими, отказав в помощи Греции, которая грозилась выйти из Евросоюза, если не помогут деньгами. Отказали. Афины решили ответить референдумом, всенародно решив, нужно ли платить по долгам. МВФ уже предупредил: мы считаем это незаконным.
Кредитная карта, когда-то казавшаяся Наталье палочкой-выручалочкой, теперь тянет ее на финансовое дно. Долги по кредитке уже давно превысили доходы, и как расплатиться, Наталья не знает. Боится коллекторов и прячет лицо.
"Мне бы хотелось просто зачеркнуть, забыть, но я знаю, что нарисуются на пороге, по телефону, где угодно, какие-нибудь мальчики с угрозами и дальше я буду должна еще больше. Я не вижу выхода из этой ситуации", - признается Наталья.
Финансовые проблемы Натальи - как отражение ситуации в украинской экономике, только в миниатюре. И стой лишь разницей, что это не Наталья устроила в своей стране государственный переворот, развязала войну на юго-востоке, назанимала миллиарды и теперь жалуется на неподъемные долги. Жалуется своим согражданам премьер-министр.
"Мы не можем сегодня себе позволить обслуживать долги, которые накопились, в первую очередь, за последние три года. А за последние три года Украина получила 40 миллиардов долларов. Общая сумма, необходимая на обслуживание внешних долгов, по сути, равна нашим военным расходам. Пять процентов ВВП — военные расходы, пять — обслуживание долга", - сообщил Арсений Яценюк.
Казалось бы, решение на поверхности. Например, прекратить так называемую антитеррористическую операцию и военные расходы сразу сократятся. Но именно этого украинское правительство делать совсем не хочет.
"Единственный способ удержаться у власти, когда людей нечем кормить и нет никакой перспективы, которую можно показать в качестве светлого будущего, — это война. Это единственная причина того, что кровопролитие на Донбассе продолжается. Потому что если это кровопролитие закончится, то власть в Киеве просуществует после этого месяц", - заявил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Государственный долг Украины - уже почти 70 миллиардов долларов. Это сто десять процентов от ВВП страны. О том, что дефолт не за горами, говорили уже давно. Но на этой неделе аналитики инвестиционного банка "Голдман Сакс" назвали конкретную дату - 24 июля. На этот день приходится выплата по очередному купону по еврооблигациям - 120 миллионов долларов. Даже такой суммы в распоряжении украинского кабмина нет. И вместо поиска денег глава правительства ищет виноватых.
"Мы в прошлом году взяли 9 миллиардов долларов США, а вернули нашим внешним кредиторам 14 миллиардов долларов, которые не мы брали. Это Януковичу так широко и щедро частные кредиторы за три года выдали 40 миллиардов долларов США", - говорит Арсений Яценюк.
Выходит, виноват Янукович, затянувший страну в долговую яму. Вот только по данным украинского минфина, на которые ссылается сайт "Подробности", внешний долг на первое января 2014-го, то есть еще при Януковиче, составлял чуть больше 300 миллиардов гривен, спустя год, в январе 2015-го, когда о свергнутом президенте уже начали забывать, долг вырос до 611 миллиардов, а к первому июня перевалил за 900 миллиардов. В пересчете на доллары - больше 40 миллиардов. И правительство отчаянно пытается договориться о реструктуризации.
"Наша цель - сэкономить 15,3 миллиарда долларов платежей в ближайшие четыре месяца. Без этих денег мы не сможем обеспечить быстрое восстановление экономики", - заявила министр финансов Украины Наталия Яресько.
Украина должна Международному валютному фонду, нескольким странам и еще частным кредиторам. Как раз с последними договориться не получается. И министр финансов с американским гражданством Наталья Яресько очень недовольна их позицией. И даже на сайте своего ведомства разместила по этому поводу официальное обращение к украинцам: "...владельцы суверенных коммерческих внешних обязательств Украины, представленные Специальным комитетом кредиторов, являются третьей группой, и до сих пор отказываются внести свой вклад в восстановление Украины. Несмотря на сложность нашей ситуации, они три месяца отказывались проводить предметные переговоры об условиях долговой операции, которые соответствовали бы трем целевым показателям и позволили бы стабилизировать долговую ситуацию и предоставили возможность экономике Украины развиваться".
Наталья Яресько, говорят экономисты, похоже, перепутала, кто кому должен. Да и проблема далеко не только в долгах.
"Она состоит в том, что у самого правительства нет никакого эффективного плана пj социально-экономическому развитию страны, к сожалению. Есть просто некие популистические общие заявления, но нет действительно эффективного плана. Потому что заявленный даже план о приватизации, который взяли на сотни объектов, по существу сейчас означает для Украины за бесценок продажу ключевых государственных активов", - говорит политолог Алексей Якубин (Украина).
Действия правительства сводятся в итоге к простой формуле: где бы занять еще, чтобы обслуживать старые долги, и пытаться успокоить людей, заявляя, что дефолт они просто не заметят. Хотя эксперты уверены - еще как заметят.
"Будут заморожены выплаты пенсий, бюджетникам прекратятся на какой-то период зарплаты выплачиваться, начнутся массовые сокращения в бюджетной сфере, прекратится финансирование социальной сферы. То есть, все деньги должны направляться на выплату кредиторам", - говорит экономист Олег Соскин (Украина).
И это притом, что уже сейчас, после очередного повышения коммунальных тарифов, многие в стране оказались перед выбором: заплатить за квартиру или купить продукты.
"Продукты подорожали практически в два раза все. Если в прошлом году я, допустим, внуку могла каждую неделю спокойно покупать килограмм творога, то в этом году я мимо творога прохожу и надеюсь на то, что в саду дают два раза в день молочное им", - говорит Александра Гладкова.
Александре Гладковой еще предстоит заплатить долг за электричество на даче - в чем, ради этого придется себе отказать, она уже не представляет. Так же как еще миллионы людей не представляют, в чем же заключаются обещанные экономические реформы, если денег в стране опять нет. Объяснить этот парадокс даже экономистам сложно.
"Яценюк же не стал в это время беднее, наоборот – богаче. И Яресько два миллиона показала долларов за 14-й год. Порошенко почти 700 миллионов гривен показал своих доходов за 14-й год. То есть, они же не стали банкротами? Страна стала, люди стали, а они нет. Значит надо их просто убрать, потому что они воруют и живут для себя. Значит они клептоманы", - заявил экономист Олег Соскин.
Политические реформы проходят на Украине, похоже, с еще меньшим успехом, чем экономические. Изменения в конституцию страны, о которых ясно сказано в минских соглашениях, на деле превратились в профанацию. И предложенные президентом Порошенко поправки не учитывают предложений самопровозглашенных республик.
"К сожалению, здесь наблюдается имитация со стороны Украины. Так до сих пор нет никаких предложений ни по вопросу выборов, ни по вопросу конституционной реформы с их стороны, несмотря на то, что Верховная Рада уже что-то там рассматривает и принимает какие-то решения, которые нигде не обговаривались, нигде не обсуждались, то есть, собственно, идет процесс самостоятельного законотворчества, который выходит за рамки минского процесса", - сказал полномочный представитель ЛНР Владислав Дейнего.
Получается, даже подписав документы, свои обязательства украинские власти выполнять не готовы. И это, по словам экспертов, уже похоже на дефолт политический.
"До сих пор непонятно, каким образом Порошенко будет исполнять Минские договоренности, до сих пор ничего не ясно с децентрализацией, которая заявлена, до сих пор нет решения гражданского конфликта на Украине, который уносит жизни людей. И в этой связи можно сказать, что помимо экономического дефолта, который, возможно, является делом недалекого будущего, политический дефолт-то на самом деле наступил. И можно только с этим поздравить украинское руководство", - сказал директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
С деньгами все гораздо яснее. Их нет даже на закачку газа в подземные хранилища. В этом Киев рассчитывает на помощь Евросоюза, который справедливо переживает за бесперебойный транзит топлива зимой, а значит сколько-нибудь даст. И, может, чуть-чуть останется. Вопрос лишь в том, как долго европейские и американские друзья Украины будут поддерживать на краю пропасти ее нежизнеспособную экономику. Ответ появится уже меньше, чем через месяц.