Тысячи людей каждый день пытаются нелегально перебраться из Африки в Европу, сотни гибнут в море
От наступления джихадистов, гражданской войны, разрухи через Средиземное море люди бегут в Европу тысячами. Операция "Тритон", объявленная Евросоюзом, пытающимся перекрыть поток беженцев, результатов пока не дала. Плывут по волнам на всем, чем можно плыть, гибнут сотнями, доплывшие до заветного берега считают это шансом на жизнь. Беженцев средиземноморские страны пытаются расселить, предлагая ввести квоты - ведь европейский дом един.
Но гул недовольства уже громче криков о помощи. Бывший глава МИД Эстонии заявляет об угрозе белой расе, финский политик требует понаехавших стерилизовать, а то слишком много детей, правительство Чехии грозит Европейским судом, если заставят принимать мигрантов из Северной Африки. То есть, незваные гости не нужны никому, самим жить не на что.
Судя по секретной директиве, попавшей на сайт "Викиликс", Евросоюз всерьез рассматривает уничтожение целых организаций, занимающихся контрабандой живого товара, но пока организаторов найти не могут.
На рассвете неприметные автобусы подбирают группы по шесть человек и везут по неизвестному маршруту. Проселочными дорогами. К морю.
"Я устроился работать в порт, чтобы быть поближе к Европе. Отсюда каждую неделю в Италию отправляются десятки лодок. Я не боюсь вам сказать: да, скоро я тоже буду в одной и них", - говорит Али Комер Мустафа.
Морские ворота Египта, город Александрия наводнен беженцами. Сомалийцы, ливийцы, палестинцы, сирийцы, сотни тысяч бегут сюда от войны и голода. Здесь начинается новый исход из страны фараонов в Старый Свет.
Фаттах вместе с сыновьями Али и Хусейном строит лодки для контрабандистов, которые раньше переправляли через море наркотики и краденый антиквариат. Но сейчас есть более прибыльный товар - люди.
"Мы укрепляем дно, эта лодка должна выдержать мощные волны. Она ведь не у берега будет болтаться, а намного дальше, догадайтесь сами, для чего", - почти не таясь, говорит он.
На маленьких лодках нелегалы под видом рыбаков или туристов выходят в море на 3-4 километра. Там, где с берега уже ничего не разглядишь, их подбирают суда покрупнее. Они-то и берут курс на Италию или Грецию. Самый ходовой транспорт - это старые, разбитые, безнадежно рассохшиеся и прогнившие изнутри лодки, которые скупают на стихийных свалках за городом, наспех кое-как восстанавливают и пускают в дело. Говорить о безопасности пассажиров, разумеется, не приходится.
"Это Мустафа, мой сын. Полгода назад он сказал мне, что едет к другу на выходные, а сам сел на корабль в Италию. С тех пор я ничего о нем не слышала", - показывает фотографию сына Саба Файет.
Мустафа пропал полгода назад. Саба верит: сын не мог утонуть, и все еще хранит его вещи. После "арабской весны" Мустафа потерял работу. Трижды подавал на визу в Европу и каждый раз получал отказ.
"Я надеюсь, его просто задержала полиция, и у него пока нет возможности позвонить мне", - говорит Саба.
Его лодка просто исчезла в море. Судьба пассажиров неизвестна. Обычное дело. Кадры с крушением больших судов облетают весь мир. Катастрофы, где жертв не сотни, а десятки, остаются лишь в памяти спасенных. Если погибли все, расследования, скорее всего, не будет. С января перебраться в Европу из Африки пытались двадцать тысяч мигрантов. Бегут целыми семьями, с женами и детьми. Свое путешествие на Сицилию Ибрагим начал в такой же прогулочной лодке, потом была старая яхта, сбившаяся с курса. Вспоминает, первая жертва погибла еще до того, как судно, шедшее на полном ходу, разбилось о скалы.
"Нам давали кусок хлеба с сыром в день, а пить - только полтора стакана воды в сутки. Одна женщина в пути все время умоляла дать ей воды. Помощник капитана избил ее палкой так, что она не могла стоять, а на пятый день умерла. Тело выбросили за борт. После этого никто из пассажиров ни о чем не просил", - рассказывает он.
Каждый раз, когда на пути автобуса возникает встречное движение, оператора просят пригнуться. Здесь все знают, кого возят на таких машинах. Новость о постороннем в салоне может быстро разлететься по округе и сорвать операцию. Город Эль-Макс называют "египетской Венецией". Вместо улиц и дорог здесь сложная система больших и малых каналов. Туристов, правда, здесь нет. Нет и местных жителей: разгар рабочего дня, а все лодки пустые. Рыбак в рыбацком городе - вымирающая профессия. Мосер Абу-Адра жалуется: сейчас с сетями и удочками в море выходят только старики и дети.
"Все, у кого хватает сил, ходят с пассажирами в Европу. Смотрите, как рыбак я зарабатываю до шести долларов в день. Половину отдаю хозяину лодки. Что мне остается? 70-80 долларов в месяц. Вы думаете, на это реально прокормить семью?" – жалуется рыбак.
Сосед Мосера, Омар - агент контрабандистов, посредник, который отправил в Европу тысячи нелегалов. Даже на условиях анонимности на интервью соглашается не сразу.
"У каждого капитана своя цена, от пяти до десяти тысяч долларов. Люди продают фамильные драгоценности, квартиры и дома, чтобы попасть на лодку. Половину суммы вы выкладываете сразу, вторую половину выплатят ваши родственники, когда вы дадите им знать, что вы уже в Европе. Я знаю капитанов, зарабатывающих до трех миллионов долларов за рейс. Это огромный бизнес", - рассказывает он.
В полунищем арабском мегаполисе появились целые районы элитной застройки. Контрабандисты оседают на берегу. Они все реже хотят рисковать и все чаще вместо себя отправляют в сомнительный путь неопытных, иногда буквально "пятнадцатилетних капитанов". Их выбирают из пассажиров.
"Я много времени провожу с рыбаками, так что уже немного разбираюсь в этом. Очень надеюсь, что меня наймут капитаном, ведь капитан не платит за место в лодке, а денег у меня нет", - говорит беженец из Сирии Бакр.
Бакр бежал в Египет из Сирии от боевиков "Исламского государства". Без документов и работы он уже год живет в хижине с крысами. Недалеко от города Рашид на одном из глухих рукавов Нила Бакр нашел капитана, который готов доверить ему судно.
Про эту лодку говорят, что она приносит удачу: она уже дважды ходила к берегам Италии и скоро отправится еще раз. Конечно, сложно представить, как такое корыто может пересечь Средиземное море. И еще сложнее представить, как здесь умещаются до 60 человек. Но только в двух положениях: можно либо сидеть, либо стоять, прижавшись друг к другу. Ходить категорически запрещается: это может нарушить центровку лодки. И вот так пассажиры проводят до 18 дней. Капитан считает, что главный фактор в море - не мастерство, а удача. Тонет тот, кому не повезло.
"Я ставлю сюда GPS с забитой точкой, на которую нужно идти. Как в автомобиле, это очень просто, любой сможет. Тут широкие смотровые окна, легкий штурвал. Иди по курсу, и все будет в порядке. А если попадешь в большой шторм, никакой опыт не спасет, это же рыбацкая лодка, а не круизный лайнер", - говорит контрабандист Мока.
"Власти Александрии запрещают выходить на пляж после захода солнца, боятся, что мы поплывем прямо из города. Береговая охрана открывает огонь по нашим лодкам. Знаю, что могу погибнуть или оказаться в тюрьме. Но лучше я рискну, чем буду жить здесь всю жизнь", - говорит беженец Али Комер Мустафа.
Али - единственный из пассажиров автобуса, который не испугался камеры. К полудню его группа уже была в условленном месте, на берегу Нила. Вечером судно с ними на борту вышло в море. Этот путь уже назвали "египетской рулеткой", где игроков всегда больше, чем мест у стола, а ставка - всегда ва-банк. Каждый третий нелегал будет депортирован, а каждый девятый утонет или погибнет в пути.