В Европе прошли митинги в знак протеста против действий служб опеки
Масштабные протесты в канун дня защиты детей прокатились по Европе. Великобритания, Чехия, Эстония и главные - в Норвегии. Пугающая статистика: в специальных учреждениях находится примерно четверть всех несовершеннолетних в стране, потому что их службы опеки отобрали у родителей.
Подобные действия называют чрезмерными, не имеющими ничего общего с защитой и даже доходящими до абсурда. Чаще всего страдают иностранцы. Причём принудительное изъятие детей приобретает всё более ужасающий размах.
Сотни людей - на улицах Осло, несмотря на проливной дождь. В руках — плакаты: черный орел, несущий в когтях ребенка. И подпись — "киднеппинг". Это слово демонстранты адресуют норвежской соцслужбе "Барневарн".
Акции протеста проходят в разных городах Европы. Возмущенные жители Праги вышли поддержать свою землячку, чешку Эву Михалакову, у которой соцработники четыре года назад изъяли детей, пояснив, что есть информация, что мальчиков в семье бьют. Однако позже полиция обвинения предъявлять не стала. Но детей так и не вернули.
"Они собираются усыновить моего младшего сына. Я не смирюсь с этим, я буду бороться", - говорит Эва Михалакова.
От служб опеки семьи иностранцев часто просто спасаются бегством. Один из участников митинга, Феридун Мустафаоглу, вывез жену и малолетних сыновей в Турцию, когда из "Барневарн" пришло уведомление, что ребенок нерегулярно посещает детский сад — возможно, родители о нем недостаточно заботятся.
"Мы не сделали ничего плохого. Они не могут просто вот так прийти и забрать моего ребенка без причины, просто так", - возмущается он.
От действий тех, кто, казалось бы, детей должен защищать, часто страдают российские семьи. Пятилетнего Оскара норвежские социальные службы забрали у мамы и папы, не вникая в детали. Когда плохо говорящий на иностранном языке ребенок рассказал: "Мама помогла удалить "молочный зуб". Родители до сих пор пытаются вернуть сына. Все эти месяцы он в новой норвежской семье. Интересовались соцслужбы и сестрой Оскара, но родители успели вывезти ее в Россию.
"Девочки, конечно же, плачут, очень хотят домой и не понимают, почему их вообще там держат", - рассказывает Татьяна Бендикине.
Трех дочерей Татьяны службы опеки забрали сразу после слов подруги одной из девочек. Якобы два года назад она видела, что мама и папа поднимали на сестер руку. Вернуть детей удалось месяцы спустя, после решения суда в пользу родителей девочек.
"Я верю в систему, которая своего рода защитник прав детей и детской безопасности. Я понимаю, в этом вопросе всё замешано на эмоциях, потому что многие приезжающие в Норвегию — они из другой системы или культуры, где правительство не вмешивается в домашние дела", - говорит глава отделения социальной службы норвежского города Ставангер Гуннар Торесен.
Глава одного из отделений "Барневарн" призвал ситуацию не драматизировать и в первую очередь думать о благополучии детей. Однако семьи приезжих в Норвегии разлучают регулярно. И о проблеме уже начала говорить вся Европа, в том числе, депутаты Европарламента.
"Многие семьи рассказывали мне о подобных случаях, это всё ужасно. Но мы можем изменить ситуацию, мы можем начать обсуждать эту проблему в Европарламенте", - уверен Томаш Здеховски, депутат Европарламента от Чехии.
В руках митингующие и неравнодушные люди в Праге несли розы, как символ детей, лишенных своих родителей. Цветы они оставили у норвежского посольства.
"То, что происходит в Норвегии, это страшно! Подобные вещи в нашем цивилизованном мире не должны происходить", - говорит участница митинга, Ирена Горишовска.
В знак протеста и со словами поддержки люди вышли на улицы и в других европейских городах. В Таллине демонстранты призывали соцслужбы Норвегии остановиться.